Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращение ООО "Купол" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения городского округа жуковский "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Мониторинг и организация закупок городского округа Жуковский" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на поставку компьютерного оборудования (извещение N 0848300060521000377 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Запрос предложений) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее:
В Управление поступило обращение Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего положения Закупочной документации в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено на Официальном сайте - 10.01.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 790 300,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 18.01.2022.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товара "Компьютер в сборе (системный блок, клавиатура, мышь)", а также положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Запросе предложений.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе документация о Запросе предложений должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и инструкция по их заполнению. Такие требования должны предусматривать включение в заявку на участие в запросе предложений в электронной форме также наименование страны происхождения закупаемого товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого запроса или доступа к участию в таком запросе.
1) Заказчиком в Приложении N 1 "Форма требований заказчика к характеристикам объекта закупки, инструкция по ее заполнению" к техническому заданию Закупочной документации установлены требования к характеристикам товара, в том числе:
- для товара "Компьютер в сборе (системный блок, клавиатура, мышь)" по показателю "Базовая тактовая частота процессора" установлено значение "Не менее 2,9 ГГц"; по показателю "Размер корпуса" установлено значение "ширина от 175* до 185*, высота от 415* до 440*, длина от 400* до 460*".
Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика по установлению вышеуказанных требований для товара не ограничивают количество участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
2) Заказчиком в Приложении N 1 "Форма требований заказчика к характеристикам объекта закупки, инструкция по ее заполнению" к техническому заданию Закупочной документации установлены требования к характеристикам товара, в том числе:
- для товара "Компьютер в сборе (системный блок, клавиатура, мышь)" по показателю "Внутренние отсеки, шт" установлено значение "Не менее 7 шт. (3,5")".
При этом, в инструкции по заполнению заявки отсутствует правило представления значений с указанием знака "( )".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что с учётом положений инструкции по заполнению заявки установление требований к характеристикам товара подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Аналогичным образом, Заказчиком допущены нарушения при установлении ненадлежащим образом иных характеристик товара.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) Заказчиком в Приложении N 1 "Форма требований заказчика к характеристикам объекта закупки, инструкция по ее заполнению" к техническому заданию Закупочной документации установлены требования к характеристикам товара, в том числе:
- для товара "Компьютер в сборе (системный блок, клавиатура, мышь)" по показателю "Разъемы USB" установлено значение "2x USB 3.0 (USB 3.1 Gen1), 2x USB 2.0, Внутренние порты USB на плате 2x USB 3.0 (USB 3.1 Gen1), 4x USB 2.0 возможно подключить на корпусе или через планку портов".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанного требования к характеристике товара подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки на участие в Запросе предложений.
Согласно пункту 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Критериях оценки заявок на участие в Запросе предложений по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе следующее:
"В подтверждение указанных в Приложении N1 сведений, для присуждения баллов в составе заявок участников должны быть приложены оригиналы или копии заключенных сторонами контрактов (договоров) и оригиналы или копии всех Актов приема-передачи товара за весь срок действия контракта (договора), в том числе, учитываются товарные накладные по форме ТОРГ-12, или Универсальные передаточные документы (УПД), или факт хозяйственной деятельности, который оформлен первичными документами, согласно действующему законодательству РФ, подтверждающего(их) поставку товара по контракту в полном объеме (далее - Акт, Акты). Контракты (договора), приложенные в составе заявки на участие в запросе предложений, но отсутствующие в Приложении N 1, не будут оцениваться Комиссией. Контракты (договора), внесенные в Приложение N1, по которым не приложены подтверждающие документы, не будут оцениваться Комиссией. Оценке не подлежат контракты (договоры), исполнение по которым продолжается (являются незавершенными), в том числе, если стоимость поставленного товара в соответствии с Актом/Актами менее стоимости контракта. В случае если представлены не все Акты по контракту (договору) за весь срок действия контракта (договора), данный контракт (договор) при оценке не учитывается. В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки успешно исполненных контрактов (договоров) по данному предмету закупки, участнику закупки по данному критерию (показателю) присваивается 0 баллов. Под успешной поставкой товара понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) в полном объёме. Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию по исполнению участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров). Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати".
Изучив Критерии оценки заявок на участие в Запросе предложений, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки не ограничивает количество участников закупки и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в Критериях оценки заявок на участие в Запросе предложений по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе следующее:
"Оригиналы или копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью".
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что предоставление участником закупки в составе заявки на участие в закупке контракта (договора) без всех приложений, являющихся их неотъемлемой частью, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки соответствующего опыта поставки товара.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение пунктов 3, 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Закупочной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 20.01.2022 N 07/ВП/1336эп/22 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 января 2022 г. N 07/ВП/1336эп/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022