Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращение ООО "ЧОО "Страж" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения культуры Московской области "Государственный музей-заповедник "Зарайский кремль" (далее - Заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на услуги охраны объектов охраны и имущества, обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов 2022 г (извещение N 0348200017721000008 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее:
В Управление поступило обращение Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части принятия к оценке документов и сведений, представленных в заявках участников закупки.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 01.12.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 484 375,02 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 27.12.2021.
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки
5) к участию в Конкурсе допущены 2 заявки от участников закупки;
6) по результатам рассмотрения и оценки вторых частей заявки 1 участник закупки признан соответствующими требованиям Конкурсной документации;
7) победителем Конкурса признано ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ОСТЕН-СТАНДАРТ" (далее - Победитель).
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Конкурсной комиссией приняты к оценке документы, представленные в составе заявки Заявителя, в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.01.2022 NПРОII1 (далее - Протокол) заявка Заявителя признана не соответствующим требованиям, по следующему основанию:
Идентификационный номер заявки |
Решение о соответствии или несоответствии заявки |
Обоснование решения |
111225558 |
Не соответствует |
Наличие в документах и информации, предусмотренных ч. 11 ст. 24.1, ч. 4 и ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе |
На заседание Комиссии, представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которому:
"В составе документов второй части заявок на участие в открытом конкурсе ООО "Страж" представлена копия Устава, утвержденного решением единственного учредителя N9/2010 от 15 апреля 2010 года, в редакции 2010 года. Вместе с тем, Изменения в Устав, внесенные согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 16.08.2019 года, представлены не были. Таким образом, участником конкурса представлен Устав не в полном объеме (без изменений 2019 года)".
Изучив заявку Заявителя, а также документы и сведения, представленные на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии в части признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям Конкурсной документации, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Конкурсной комиссией приняты к оценке документы, представленные в составе заявки Победителя, в нарушение норм Закона о контрактной системе.
Согласно Протоколу заявка Победителя признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
На заседание Комиссии, представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которому:
"В части аргументов о несоответствии заявки ООО "ЧОП "ОСТЕН- СТАНДАРТ" сообщаем следующее. Представленная заявка соответствует требованиям конкурсной документации и содержит все сведения, необходимые для признания заявки соответствующей требованиям Федерального закона о контрактной системе".
Изучив заявку Победителя, а также документы и сведения, представленные на заседание Комиссии представителями Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии в части принятия к оценке документов и сведений, представленных в составе заявки участника закупки, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если, в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с пунктом 23 Правил в случае, если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
В Критериях оценки Конкурсной документации по показателям "2.1. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация) установлено, в том числе следующее:
"п.23 Правил оценки. Лучшим условием по данному показателю является наибольшее значение представленного объема (суммарное количество) подтвержденной информации о наличии у участника открытого конкурса специалистов, состоящих в трудовых отношениях с участником закупки, для оказания услуг, предусмотренных конкурсной документацией (форма 3 ПРИЛОЖЕНИЯ), по следующим специальностям и со следующей квалификацией:
- Частный охранник 4 категории
(минимальное количество специалистов для выполнения условий контракта - не менее 18 человек);
- Частный охранник 5 категории;
- Частный охранник 6 категории - (минимальное количество специалистов для выполнения условий контракта - не менее 4 человек).
Комиссия оценивает сведения о квалификации трудовых ресурсов путем изучения данных, представленных в Форме 3 ПРИЛОЖЕНИЯ (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия).
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально.
В качестве документов, подтверждающих наличие специалистов и их квалификацию, должны быть представлены:
1. выписка из штатного расписания, либо заверенная копия штатного расписания участника закупки;
2. копии трудовых книжек;
3. копии соответствующих дипломов и/или аттестатов и/или удостоверений, явно подтверждающих сведения о наличии необходимого уровня образования, квалификации специалистов, привлекаемых для оказания услуг.
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати.
При предоставлении сведений и документов, подтверждающих наличие максимального количества ключевых специалистов, соответствующих установленному содержанию критерия, заявке на участие в конкурсе присваивается максимальное количество баллов по критерию (показателю).
Комиссия оценивает сведения о квалификации трудовых ресурсов путем изучения данных, представленных в заявке (предложении) участника закупки".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" в части требования о представлении выписок из штатного расписания либо заверенная копия штатного расписания участника закупки, поскольку указанный порядок оценки исключает возможность подтвердить наличие соответствующих специалистов (сотрудников) на основании заключенного с ними договора гражданско-правового характера, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. В Критериях оценки Конкурсной документации по показателям "Опыт оказания услуг" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация" установлено, в том числе следующее:
"Опыт оказания услуг аналогичных предмету закупки без применения штрафных санкций и неустоек, выраженный в количестве успешно исполненных контрактов (договоров) за период 2017-2021 годы.
Аналогичными предмету закупки услугами признаются услуги по физической охране на следующих объектах: театры, музеи, библиотеки, а также таких объектах образования как школы, детские сады, колледжи, училища, техникумы и высшие учебные заведения".
Комиссия, изучив порядок оценки по Критерию, приходит к выводу, что установленный порядок оценки ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафных санкций и неустоек за нарушение условий контракта, представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса.
Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование о предоставлении к оценки контрактов (договоров) на услуги по физической охране на следующих объектах: театры, музеи, библиотеки, а также таких объектах образования как школы, детские сады, колледжи, училища, техникумы и высшие учебные заведения, исключает возможность предоставления контрактов (договоров) на услуги по физической охране для иных учреждений, что ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела от 21.01.2022 N 07/ВП/1285/22 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 21 января 2022 г. N 07/ВП/1285/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2022