Резолютивная часть решения объявлена 20.01.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 24.01.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей Министерства внутренних дел по Республике Тыва (ходатайство о рассмотрении обращение в отсутствии его представителя от 20.01.2022 года N 3/258) и индивидуального предпринимателя Шыырап Байаны Долаановны (отчет об отправке по электронной почте от 18.01.2022 года, телефонограмма от 20.01.2022 года),
рассмотрев обращение (вх. N 91 от 14.01.2022 года) Министерства внутренних дел по Республике Тыва (далее - МВД по РТ) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Шыырап Байаны Долаановны ("_") (далее - ИП Шыырап Б.Д.) в связи с уклонением от заключения государственного контракта по итогам электронного аукциона N 0312100003721000062 на оказание услуг по обеспечению трехразовым питанием лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, задержанных за совершение административных правонарушений, находящихся в ИВС МО МВД России "Улуг-Хемский", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение было подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила), в связи с чем было принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 17.01.2022 года N 10 и в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312100003721000062.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-07/2022, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - МВД по РТ в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 13.12.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312100003721000062 на оказание услуг по обеспечению трехразовым питанием лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, задержанных за совершение административных правонарушений, находящихся в ИВС МО МВД России "Улуг-Хемский", начальная (максимальная) цена контракта - 509 000 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0312100003721000062 от 21.12.2021 года на момент окончания срока подачи заявок поступила одна заявка (ИП Шыырап Б.Д.), которая аукционной комиссией была признана соответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и документацией электронного аукциона N 0312100003721000062.
Согласно протокола признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 12.01.2022 года участник закупки - ИП Шыырап Б.Д. признан уклонившимся от заключения государственного контракта в связи с непредставлением подписанного контракта в установленный срок.
Поскольку извещение о проведении электронного аукциона N 0312100003721000062 размещено в ЕИС 13.12.2021 года, то к рассматриваемым правоотношениям применяются положения Закона о контрактной системе в редакции Федеральных законов от 02.07.2021 года N 344-ФЗ и N 351-ФЗ (от 02.07.2021 года N 79).
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем, контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры установлен статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, а также включения представленной в соответствии с Законом о контрактной системе информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В силу частей 3 и 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры:
- либо подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке;
- либо размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 104 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Как следует из информации, представленной оператором электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" (вх. N):
- 27.12.2021 года в 14:14 часов - МВД по РТ отправлен на подпись участнику закупки - ИП Шыырап Б.Д. проект контракта;
- 11.01.2022 ода в 00:01 часов - истек 13-тидневный срок направления протокола разногласий;
- 11.01.2022 ода в 00:01 часов - контракт перешел в состояние "участник не подписал контракт в регламентированный срок";
- 12.01.2022 года в 06:7 часов - контракт перешел в состояние "участник признан уклонившимся от заключения контракта".
Как указано выше и следует из материалов дела N 017/06/104-07/2022, в связи с не подписанием контракта в установленный срок, участник закупки - ИП Шыырап Б.Д. признан уклонившимся от заключения государственного контракта (протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 12.01.2022 года).
Указанный протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 12.01.2022 года МВД по РТ размещен в ЕИС 12.01.2022 года в 10:55 часов.
Таким образом, участником закупки - ИП Шыырап Б.Д. в установленный срок не подписан государственный контракт по итогам электронного аукциона N 0312100003721000062.
Доказательств осуществления ИП Шыырап Б.Д. действий, свидетельствующих об отсутствии у него намерения уклониться от заключения государственного контракта по итогам электронного аукциона N 0312100003721000062 в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта, в материалах дела отсутствуют, соответствующие доказательства ИП Шыырап Б.Д. не представлено.
В силу пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Кроме того, необходимо отметить, что ИП Шыырап Б.Д., подавая заявку на участие в электронном аукционе и участвуя в нем, соглашается, в том числе с потенциальными рисками при заключении контракта.
Таким образом, участник закупки, принимая решение об участии в торгах, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и заключения с ним контракта в дальнейшем, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не подписания контракта лежит именно на поставщике (подрядчике, исполнителе), поскольку им не предприняты все возможные меры для подписания контракта по итогам электронного аукциона.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что не подписание ИП Шыырап Б.Д. государственного контракта по итогам электронного аукциона N 0312100003721000062 в установленный срок в отсутствии доказательств совершения им в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта действий, свидетельствующих об отсутствии у него намерения уклониться от заключения государственного контракта по итогам электронного аукциона N 0312100003721000062, свидетельствует о совершении ИП Шыырап Б.Д. недобросовестных действий.
Указанные выше обстоятельства соответствует публично-правовым целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не позволяет поставщикам (подрядчикам, исполнителям), сорвавшим выполнение государственного (муниципального) заказа, сохранять право на участие в закупочных процедурах, ставя под угрозу удовлетворение государственных (муниципальных) нужд в будущем, затрудняя формирование должной конкурентной среды.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Министерством внутренних дел по Республике Тыва в отношении индивидуального предпринимателя Шыырап Байаны Долаановны ("_"), в связи с уклонением от заключения государственного контракта по итогам электронного аукциона N 0312100003721000062 на оказание услуг по обеспечению трехразовым питанием лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, задержанных за совершение административных правонарушений, находящихся в ИВС МО МВД России "Улуг-Хемский", включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III) разделы |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III раздел |
|||
12.01.2022 |
17.01.2022 |
14.01.2022 |
0 |
14.01.2022 |
21.01.2022 |
20.01.2022 |
0 |
25.01.2022 |
24.01.2022 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 24 января 2022 г. N 017/06/104-07/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022