На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Компания "Невский" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях конкурсной комиссии Верховного суда Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Верховным судом Российской Федерации (далее - Заказчик),ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на поставку мебели для доукомплектования помещений Верховного Суда Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100011121000112) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Заказчика в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.11.2021
N 1264/21,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 17.01.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 25.01.2022.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 25.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 18 602 859,33 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет,КБК - 43701059090090019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.12.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе - 27.12.2021;
8) в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурс признан не состоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе Конкурсная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, его участником (ООО "Импэкс" ИНН 6451403589) (далее - Победитель);
9) 17.01.2022 между Заказчиком и Победителем заключен государственный контракт.
Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
1. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на дату размещения извещения) о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на дату размещения извещения) формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на дату размещения извещения) формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на дату размещения извещения) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на дату размещения извещения) установлено, что первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на дату размещения извещения) по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе участникам закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 54.5 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на дату размещения извещения) отказ в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 4 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Каталог, Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза),в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с частью 9.2 Конкурсной документации первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным Конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе от 27.12.2021 N ПРОI1 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе, поскольку заявка Заявителя содержит конкретные показатели товара, не соответствующие значениям, установленным в техническом задании Конкурсной документацией.
В соответствии с техническим заданием Конкурсной документации в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена, в том числе поставка товара "Тумба офисная деревянная (приставная)", характеристики которого предусмотрены позицией КТРУ 31.01.12.150-00000003 "Тумба офисная деревянная".
Применение позиции КТРУ для вышеуказанного товара обязательно с 17.09.2021 (в редакции от 18.08.2021).
Соответствующей позицией КТРУ предусмотрены в том числе показатели "<40 см", ?40 см и <50 см" характеристики товара "Глубина тумбы".
Заказчиком в пункте 109 технического задания Конкурсной документации по характеристике товара "Глубина тумбы" установлен показатель "?40 см и <50 см".
Вместе с тем в пункте 109 технического задания Конкурсной документации Заказчиком установлены дополнительные характеристики для товара "Тумба офисная деревянная (приставная)", в том числе: "Внешние габариты тумбы, глубина "не менее 42 не более 43", не предусмотренные соответствующими позициями КТРУ.
При этом возможность изменения заказчиком содержащихся в позиции КТРУ характеристик и их значений Правилами использования КТРУ не предусмотрена.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего характеристики поставляемого товара, нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе заявки для товара "Тумба офисная деревянная (приставная)" указана, в том числе следующая характеристика: "Глубина тумбы - "40", что соответствует позиции КТРУ, но не соответствует дополнительным характеристикам для товара, установленным в пункте 109 технического задания Конкурсной документации.
При этом из Инструкции не представляется возможным определить в отношении каких характеристик товара, указанных в пункте 109 технического задания Конкурсной документации, участнику закупки необходимо дать конкретные характеристики товара в заявке на участие в Конкурсе.
Кроме того, в соответствии с Протоколом заявка Заявителя по пунктам 25, 26, 47, 52, 58, 59, 66, 74, 110, 111, 112, 113, 124, 125, 131, 140, 152, 161, 180 технического задания Конкурсной документации признана не соответствующей по аналогичным основаниям.
На основании изложенного, действия Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решении об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе, нарушают часть 4 статьи 54.5 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на дату размещения извещения) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе,в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 109 технического задания Конкурсной документации Заказчиком установлены, в том числе дополнительные характеристики для товара "Тумба офисная деревянная (приставная)", а именно: "Цвет по согласованию с Заказчиком".
Комиссия приходит к выводу, что установление требования о согласовании с Заказчиком цвета мебели противоречит положениям Закона о контрактной системе, поскольку указанное условие ставит поставщика в зависимость от волеизъявления Заказчика и может быть использовано по усмотрению Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 4 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком заключен государственный контракт от 17.01.2022 N 3К/22, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 25.01.2022 по делу N 21/44/99/1 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 января 2022 г. N 22/44/99/1
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2022