На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ИП Золотухиной Е.А. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ФБУ Центр реабилитации фонда социального страхования Российской Федерации "Тинаки" (далее - Заказчик), аукционной комиссией ФБУ Центр реабилитации фонда социального страхования Российской Федерации "Тинаки" (далее - Аукционная комиссия), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию КиП и А в модульно-блочной котельной Комбат -В-10,0, КНС минералохранилища (номер извещения - 0725100000221000136) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки неправомерно повторно взыскана плата за участие в закупках, вследствие чего Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка Заявителя на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии согласился с доводом Заявителя.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 342 789,94 рублей;
4) источник финансирования - субсидии за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации от приносящей доход деятельности и средств ОМС;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.01.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончанию срока подачи заявок подана единственная заявка (ООО "Термо-технология");
7) по результатам рассмотрения единственной заявки Аукционной комиссией принято решение о признании указанной заявки, соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки неправомерно повторно взыскана плата за участие в закупках, вследствие чего Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка Заявителя на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 12 статьи 66 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:
1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.
Кроме того, согласно части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев при котором заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров" (далее - Постановление N 564) операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (далее - плата).
Пунктом 2 Постановления N 564 установлено, что в случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предельный размер платы не может составлять более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 тысячи рублей.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Оператором электронной площадки неправомерно повторно взыскана плата за участие в закупках, вследствие чего Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка Заявителя на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем заключены следующие государственные контракты по итогам проведения закупок:
- 02.12.2019 N 48-ЭА-19 по электронному аукциону с номером извещения 0325200021319000059 (далее - Аукцион N 2);
- 12.01.2021 N 1-ЭА-21 по электронному аукциону с номером извещения 0325200021320000056 (далее - Аукцион N 3);
- 22.11.2021 N 45-ЭА-21 по электронному аукциону с номером извещения 0325200021321000049 (далее - Аукцион N 4).
На заседании Комиссии установлено, что Аукционы NN 2-4 согласно извещениям о проведении закупок проводились в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
При этом представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с Постановлением N 564 Оператором электронной площадки списана плата с Заявителя. Так, по Аукциону N 2 списана плата 30.12.2021 в размере 2400 рублей, в том числе удержан налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - 400 рублей, по Аукциону N 3 списана плата 22.01.2021 в размере 2000 рублей, по Аукциону N 4 списана плата 07.12.2021 в размере 2000 рублей.
Вместе с тем, представитель Оператора электронной площадки сообщил, что в связи с техническими неполадками на сайте Оператора электронной площадки Оператором электронной площадки неправомерно списана повторно плата, в связи с чем Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка Заявителя на участие в Аукционе, в связи с недостаточностью денежных средств на счете Заявителя, необходимых для обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, неправомерно вернувшего заявку Заявителя на участие в Аукционе, нарушают часть 12 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки в части действия Оператора электронной площадки при проведении Аукциона N 2 установлено следующее.
В соответствии с положениями Постановления N 564 при взимании платы за участие в Аукционе с участника, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, следует учитывать, что при включении в размер устанавливаемой платы суммы НДС общий размер взимаемой платы не должен превышать более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 тысячи рублей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, неправомерно списавшего повторно плату с Заявителя, а также списавшего по Аукциону N 2 плату выше установленного Постановлением N 564 размера, нарушают часть 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
При этом представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что повторно списанные средства со счета Заявителя переведены на лицевой счет Заявителя, в связи с чем указанные средства возможно перевести по заявлению Заявителя, адресованного Оператору электронной площадки, по необходимым банковский реквизитам.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушения части 4 статьи 24.1, части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 26.01.2022 по делу N П-29/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2022 г. N П-29
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2022