На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услу
в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021
N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе при проведении Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Заказчик), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку зарядной аккумуляторной станции для обслуживания авиационных аккумуляторных батарей (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195400000219000224) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 20.01.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.01.2022.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 30.04.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 56 603 688 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет в рамках государственного оборонного заказа, КБК - 18003039990092019211;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 23.05.2019;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 30.05.2019;
8) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе аукционная комиссия Заказчика приняла решение о признании одного участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, его участником;
9) по результатам рассмотрения единственной заявки участник закупки признан соответствующим требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
10) Заказчиком с ООО "НПО "ЛУЧ" заключен контракт от 25.06.2019 N 1919180202282007722377866/0195400000219000224 (реестровый номер ЕИС 1772237786619000244) на сумму 56 603 688 рублей.
Согласно поступившей информации Заказчиком произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта с нарушением положений Закона о контрактной системе.
В соответствии с документацией об Аукционе закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе (ред. от 27.12.2018) установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе (ред. от 27.12.2018) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о контрактной системе (ред. от 27.12.2018) при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе (ред. от 27.12.2018) в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе (ред. от 27.12.2018) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 21 статьи 22 Закона о контрактной системе (ред. от 27.12.2018) установлено, что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем),при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
Согласно части 4 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе (ред. от 27.12.2018) определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1465), утверждено "Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу" (далее - Положение), которым предусмотрено государственное регулирование цен осуществляется в отношении продукции, указанной в пункте 6 Положения.
В соответствии с пунктом 5 Положения государственное регулирование цен в порядке, установленном Положением, предусматривает в том числе определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков.
Подпунктом "а" пункта 6 Положения установлено, что государственное регулирование цен осуществляется в отношении продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу.
Подпунктом "б" пункта 6 Положения государственное регулирование цен осуществляется также в отношении продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте "а" пункта 6 Положения.
Перечень продукции по государственному оборонному заказу,на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 976-р (далее - Перечень).
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона, а также документацией об Аукционе указанная закупка проводится в рамках государственного оборонного заказа, предметом закупки является поставка зарядной аккумуляторной станции для обслуживания авиационных аккумуляторных батарей, которая не содержится в Перечне, а также не подпадает под продукцию, предусмотренную подпунктом "б" пунктом 6 Положения.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в целях объективного формирования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком в соответствии с требованиями Положения в адрес пяти потенциальных поставщиков направлен запрос от 21.01.2019 N 18/78,на который поступило четыре предложения от потенциальных поставщиков о цене без содержания обосновывающих документов (коммерческое предложение б/д N 215 от ООО "ЕАСК", коммерческое предложение от 23.01.2019 N 18 от ООО "ИТИ", коммерческое предложение б/д б/н от ООО "Компания ПВР", коммерческое предложение от 21.01.2019
N 20-01-19 от ООО "НПО "ЛУЧ".
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии также пояснил, что при формировании запроса Заказчиком использовалась типовая форма, предусмотренная Постановлением N 1465, так как закупка осуществлялась в рамках государственного оборонного заказа. Вместе с тем положения Постановления N 1465 при формировании начальной (максимальной) цены контракта не применялись, так как объект закупки не подпадает под государственное регулирование цен, предусмотренное Постановлением N 1465.
Также на заседании Комиссии установлено, что в соответствии пунктом 8.1 документации об Аукционе Заказчиком при определении начальной (максимальной) цены контракта в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе использовался метод сопоставимых рыночных цен.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, запросы, составленные при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, коммерческие предложения и пояснения, представленные представителем Заказчика в ходе заседания Комиссии, приходит к выводу, что Заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилам, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия Заказчика не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 января 2022 г. N П-33/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2022