Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Компания Бест Практис Солюшнс" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Заказчика (далее - Конкурсная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по экспертизе результатов исполнения государственных контрактов на создание, развитие и сопровождение информационных подсистем, а также компонентов информационно-технологической инфраструктуры Фонда социального страхования Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100000721000082) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателю "2.1 Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг)" (далее - Показатель N 1), "2.2 Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"" (далее - Критерий);
2) Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателю "2.3 Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг)" (далее - Показатель N 3) Критерия;
3) Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателю "2.4 Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 4) Критерия;
4) Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений Конкурсной документации на запрос о предоставлении разъяснений положений Конкурсной документации от 24.01.2022 N 1 (далее - Запрос).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 35 000 000 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, КБК - 39301130370290059244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 31.01.2022.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателям NN 1, 2 Критерия.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе (далее в редакции, действующей на дату размещения извещения), порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлен перечень показателей нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 2.1 приложения N 1 информационной карты Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия оценивается количество у участника Конкурса дипломированных специалистов с ученой степенью: доктор физико-математических наук, доктор технических наук, что подтверждается копией трудовой книжки с копией приказа о приеме на работу или копией гражданско-правового договора или копией трудового договора с копией приказа о приеме на работу и с копией диплома о присвоении ученой степени (копии документов должны содержать все листы такого документа). Коэффициент значимости Показателя N 1: 0,25.
В соответствии с пунктом 2.2 приложения N 1 информационной карты Конкурсной документации по Показателю N 2 Критерия оценивается количество у участника Конкурса дипломированных специалистов с ученой степенью: кандидаты физико-математических наук, кандидат технических наук, что подтверждается копией трудовой книжки с копией приказа о приеме на работу или копией гражданско-правового договора или копией трудового договора с копией приказа о приеме на работу и с копией диплома о присвоении ученой степени (копии документов должны содержать все листы такого документа). Коэффициент значимости Показателя N 2: 0,30.
Пунктом 3.1 раздела 3 технического задания Конкурсной документации установлены следующие требования к оказанию услуг: "Исполнитель оказывает услуги по экспертизе на основании запросов, полученных от Заказчика. Запрос Заказчика содержит требование к Исполнителю провести экспертную оценку результатов выполнения Контракта или его этапа, а также (при необходимости) принять участие в одном или нескольких мероприятиях по приемке результатов по соответствующему Контракту. В качестве объектов экспертизы выступают результаты, предусмотренные заключенными Контрактами: - товары, работы, услуги, сопроводительные документы и иная документация, относящаяся к поставке товара, работ, услуг по государственным контрактам, заключенными Фондом в соответствии с мероприятиями, предусмотренными планом информатизации Фонда; - программное обеспечение, переданное в виде неисключительных прав на его использование, документы и иная документация; - программное обеспечение, разработанное исполнителями в рамках выполнения работ, документы и иная документация; - выполненные работы и оказанные услуги с отчетной документацией, предусмотренные Контрактом по разработке (созданию), развитию и сервисному сопровождению информационных систем и подсистем Фонда".
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что требования порядка оценки заявок по Показателям NN 1, 2 Критерия являются избыточными, поскольку для оказания услуг по предмету контракта не требуются дипломированные специалисты с учеными степенями доктора/кандидата физико-математических наук, доктора/кандидата технических наук. Кроме того, Показатели NN 1, 2 Критерия не содержат указания научной специальности, что позволяет принять к оценке любую специальность, а также, согласно порядку оценки по Показателю N 2 Критерия, за более низкую степень кандидата наук необоснованно предоставляется больший коэффициент: 0,30, чем по Показателю N 1 Критерия за степень доктора наук: 0,25.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что по Показателям NN 1, 2 Критерия оценке подлежит наличие у участника Конкурса дипломированных специалистов с учеными степенями докторов и кандидатов физических и математических наук, а также технических наук, что обусловлено потребностью Заказчика для выявления лучших условий исполнения контракта. Представители Заказчика также пояснили, что специалисты с ученой степенью кандидата наук более востребованы в процессе выполнения обязательств по контракту.
Комиссия, изучив порядок оценки заявок по Показателям NN 1, 2 Критерия, приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки, не противоречат положениям Закона о контрактной системе и Правилам.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 3 Критерия.
Согласно пункту 2.3 приложения N 1 информационной карты Конкурсной документации по Показателю N 3 Критерия оценивается количество следующих направлений у специалистов участника Конкурса: 1. Специалисты по разработке, внедрению и проведению внутреннего аудита систем менеджмента качества соответствующих требованиям стандарта ГОСТ P ИСО 9001-2015 (или ISO 9001:2015) - не менее 3 (трех) сертифицированных специалиста; 2. Специалист, имеющий высшее профессиональное образование по специальностям бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности - не менее 1 (одного) дипломированного специалиста, имеющего опыт работы не менее трех лет; 3. Специалист, имеющий высшее профессиональное образование по направлению общий аудит - не менее 1 (одного) дипломированного специалиста, имеющего опыт работы не менее трех лет. Подтверждается копией трудовой книжки с копией приказа о приеме на работу или копией гражданско-правового договора, или копией трудового договора с копией приказа о приеме на работу и с копией диплома о высшем профессиональном образовании (копии документов должны содержать все листы такого документа).
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что Показатель N 3 Критерия является избыточным, поскольку Заказчиком необоснованно изменяется логика порядка оценки заявок по Критерию, так, по Показателям N 1, 2 Критерия отдается преимущество участникам Конкурса, предоставившим максимальное количество специалистов, при этом Показатель N 3 Критерия содержит минимальные количества значений "не менее 3 (трех) сертифицированных специалиста", "не менее 1 (одного) дипломированного специалиста", ограничение по стажу "имеющего опыт работы не менее трех лет". При этом указанные требования по Показателю N 3 Критерия не имеют взаимосвязи с требованиями технического задания Конкурсной документации.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования по Показателю N 3 Критерия установлены в связи с потребностью Заказчика, в том числе с учетом предыдущего опыта по заключенным государственным контрактам по проведению экспертиз исполненных государственных контрактов по сопровождению и развитию информационных систем.
Комиссия, изучив порядок оценки заявок по Показателю N 3 Критерия, приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки, не противоречат положениям Закона о контрактной системе и Правилам.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3.1 Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 4 Критерия.
Согласно пункту 2.4 приложения N 1 информационной карты Конкурсной документации по Показателю N 4 Критерия оценивается количество экспертиз информационных систем у участника закупки по государственным, муниципальным контрактам, договорам (далее - Контракт) каждый из которых одновременно соответствует следующим требованиям: 1) дата заключения - не ранее 01.01.2016 и не позднее 30.09.2021; 2) участник Конкурса должен являться исполнителем (подрядчиком) по такому Контракту; 3) информация о Контракте и его текст содержится в реестре контрактов, предусмотренном статьей 103
Закона о контрактной системе и размещенном в ЕИС (далее - реестр контрактов) или информация о Контракте содержится в реестре договоров, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее- реестр договоров); 4) статус Контракта в реестре контрактов, договоров на дату подачи заявки участником Конкурса - исполнение завершено, исполнение прекращено (за исключением Контрактов, расторгнутых в одностороннем порядке).
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что Показатель N 4 Критерия не содержит указания на направление экспертизы, например, "юридическая экспертиза", либо "техническая экспертиза", что не позволяет определить участнику закупки насколько опыт участника закупки соответствует требованиями порядка оценки, установленными по Показателю N 4 Критерия, при этом документ "экспертиза" не является обязательным отчетным документом по контрактам, договорам.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования по Показателю N 4 Критерия установлены в связи с потребностью Заказчика, направлены на выявление лучших условий исполнения контракта, поскольку подтверждают сопоставимый по характеру и объему опыт участника закупки. Кроме того, представители Заказчика пояснили, что перечень проведенных участником закупки экспертиз информационных систем размещен в открытом доступе на сайте ЕИС и будут учтены Заказчиком в рамках Показателя N 4 Критерия.
Комиссия, изучив порядок оценки заявок по Показателю N 4 Критерия, приходит к выводу, что действия Заказчика, принимающего в качестве опыта количество успешных проведенных участником закупки экспертиз информационных систем, не противоречат положениям Закона о контрактной системе и Правилам.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3.2 Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 4 Критерия, поскольку одним из требований порядка оценки по Показателю N 4 Критерия является наличие информации о Контракте в реестре контрактов, договоров, при этом статус Контракта в реестре контрактов, договоров на дату подачи заявки участником Конкурса должен быть "исполнение завершено", "исполнение прекращено" (за исключением Контрактов, расторгнутых в одностороннем порядке).
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что указанные требования порядка оценки заявок по Показателю N 4 Критерия являются излишними, поскольку наличие Контракта в реестре контрактов, договоров, присвоение статуса Контракта в реестре контрактов, договоров являются ответственностью Заказчика, что может служить фактором предоставления преимущества определенным участникам Конкурса.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что данные требования установлены с целью проверки информации и сведений о договорах и контрактах, представленными участниками Конкурса в качестве подтверждения опыта по Показателю N 4 Критерия.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, отсутствие в ЕИС статуса "исполнение завершено" или "исполнение прекращено" не отражает неисполнение участником договорных обязательств, поскольку актуализация сведений о завершении исполнения контракта (договора) возложена на заказчика.
Комиссией также установлено, что в пункте 2.5 приложения N 1 информационной карты Конкурсной документации по показателю 2.5 "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 5) Критерия содержатся аналогичные требования к статусу Контракта в реестре контрактов, договоров.
Кроме того, согласно порядку оценки заявок по Показателю N 4 Критерия оценке подлежат количество экспертиз информационных систем, проведенных участником Конкурса, при этом согласно порядку оценки заявок по Показателю N 4 Критерия Заказчиком не принимаются к оценке неисполненные контракты, договоры, имеющие успешно проведенные участником Конкурса экспертизы информационных систем.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки по Показателям N 4, 5 Критерия, не соответствуют требованиям пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений Конкурсной документации на Запрос.
В соответствии с частью 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
Согласно части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений Конкурсной документации на Запрос, поскольку Заказчик не предоставил обоснование применения квалификации, а указал о своем праве определять самостоятельно квалификацию и оценку.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в ответ на Запрос даны разъяснения Конкурсной документации, содержащие, в том числе следующие сведения: "Вопрос: <_> 2.2. Все 3 указанных в п.2.3 показателя (сертификация по ГОСТ P ИСО 9001-2015, высшее профессиональное образование по специальностям бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности и высшее профессиональное образование по направлению общий аудит) не находят обоснования в тексте и требованиях технического задания и не являются необходимыми для качественного и успешного оказания услуг по Контракту. Согласно Техническому заданию, суть проведения экспертизы сводится к анализу соответствия полученных результатов в результате исполнения Государственного контракта в сфере информационно-коммуникационных технологий и технического задания данного контракта. <_> Ответ: <_> Требования п. 2.3 критериев установлены в связи с потребностью Заказчика в выявлении лучших условий исполнения контракта, для чего соответственно и требуется наличие в штате или возможность участника закупки привлечь соответствующих специалистов для надлежащего оказания услуг по контракту, что, в свою очередь, не противоречит требованиям Правил, при этом данное условие является исключительно предметом оценки и отсутствие у участника закупки вышеуказанных специалистов не влечет отклонения заявки на участие в Конкурсе".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком дан исчерпывающий ответ на Запрос, который не изменяет суть Конкурсной документации.
При этом представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений Конкурсной документации в ответ на Запрос.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания Бест Практис Солюшнс" обоснованной в части пункта 3.2 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 31.01.2022 по делу N 28/06/105-213/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 января 2022 г. N 28/06/105-213/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2022