Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 31 января 2022 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:.;
Рассмотрение осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
Представителя администрации муниципального образования Бугурусланского района Оренбургской области-. по доверенности;
представителя ООО "Экоорг" -. по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Экоорг" на действия администрации Бугурусланского района Оренбургской области при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по сбору, уничтожению биологических отходов (трупы павших животных) путем кремирования на территории Бугурусланского района (номер извещения N 0153300076722000004),
УСТАНОВИЛА:
26.01.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Экоорг" (далее - Заявитель) на действия администрации Бугурусланского района Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по сбору, уничтожению биологических отходов (трупы павших животных) путем кремирования на территории Бугурусланского района (номер извещения N 0153300076722000004) (далее - закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из доводов жалобы следует, что Заказчик, установив в проекте контракта требования об оказании услуг по кремации биологических отходов на территории Заказчика (т.е., на территории Бугурусланского района Оренбургской области) ограничивает права потенциальных участников закупки, в том числе, ООО "Экоорг".
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией контрольного органа объявлялся перерыв до 16ч00мин 31.01.2022 г с целью всестороннего анализа представленных представителями Сторон документов и пояснений.
После перерыва, представители Сторон изложенные ранее позиции поддержали в полном объеме.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
21.01.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по сбору, уничтожению биологических отходов (трупы павших животных) путем кремирования на территории Бугурусланского района (номер извещения N 0153300076722000004).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 749 250,00 рублей.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено Заказчиком.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 3 ч.2 ст. 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения запроса котировок в электронной форме.
Заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей (п.1 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системеп применении конкурентных способов, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов ( в том числе, путем проведения запроса котировок в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что информация, содержащаяся в извещении о проведении конкурентной процедуры, а также проекте контракта должна быть идентичной.
Техническим заданием Заказчика установлены следующие порядок и условия выполнения услуг по сбору, транспортировке, уничтожению биологических отходов (трупы павших животных) путем кремирования:
Исполнитель производит сбор, временное хранение и уничтожение биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным). Исполнитель осуществляет подбор и транспортировку трупов животных на транспортных средствах, выделенных для перевозки биологических отходов, оборудованных водонепроницаемым закрытым кузовом, который легко подвергается санитарной обработке (п.1 Технического задания).
Пунктом 12 Технического задания также установлено, что:
Выполнение услуг по уничтожению биологических отходов (трупы павших животных) путем кремирования на территории Бугурусланского района, Исполнитель производит в следующем порядке:
- прием от Заказчика отходов, согласно ветеринарным и иным сопроводительным документам, и накладным;
- размещение принятых отходов в рефрижераторных установках Исполнителя для их дальнейшего уничтожения;
- уничтожение отходов, путем высокотемпературного сжигания в печах (крематорах), в согласованные сроки и в согласованном объёме;
- выдача Заказчику комплекта документов: оригиналов счетов, актов выполненных работ, счётов-фактур. Исполнитель обязан вести журналы учета и по требованию Заказчика предоставлять их для проверки: Журнал учета подобранных трупов животных.
Проектом контракта Заказчика предусмотрено, что:
"1.1. Исполнитель обязуется собственными силами своевременно оказать на условиях Контракта услуги по сбору, уничтожению биологических отходов (трупы павших животных) путем кремирования на территории Бугурусланского района(далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
1.2.Состав и объем услуг определяется Техническим заданием (Приложение к Контракту).
1.3.Место оказания услуг: уничтожение биологических отходов (кремация) осуществляется на территории Исполнителя в пределах Бугурусланского района.".
Представитель Заказчика пояснил, что настоящее требование об оказании услуг по кремации на территории Бугурусланского района установлено исходя из потребности Заказчика ввиду наступления возможной неблагоприятной эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования Бугурусланский район (в виде эпидемии ящура и других опасных эпидемий, переносимых животными), при этом представитель Заказчика уточнил, что 26.01.2022 г. Заказчиком принято решение об отмене проводимой процедуры, о чем в ЕИС размещено извещение от 26.01.2022 NИО1.
В свою очередь представитель Заявителя уточнил, что права ООО "Экоорг" нарушаются указанными требованиями Заказчика. По мнению представителя Заявителя, в действиях Заказчика присутствует нарушение требований ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
В свою очередь, достаточных доказательств того, что у ООО "Экоорг" имеются ограничения в выполнении работ, в том числе ограничивает право Заявителя на участие в настоящем запросе котировок, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах рассматриваемой жалобы отсутствуют. Доказательств обратного Заявителем в материалы дела также не представлено.
При таких обстоятельствах, довод жалобы ООО "Экоорг" в указанной части признается Комиссией Оренбургского УФАС России необоснованным в связи с отсутствием документального подтверждения приведенного довода и его обоснованности.
Комиссия также считает необходимым отметить, что доводы ООО "Экоорг" о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции Общество имеет право обратится в Оренбургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Оренбургского УФАС России было установлено следующее.
Пунктом 1 Технического задания Заказчика установлен порядок и условия выполнения услуг по сбору, транспортировке, уничтожению биологических отходов (трупы павших животных) путем кремирования:
Исполнитель производит сбор, временное хранение и уничтожение биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным) (п.1 Технического задания).
Проектом контракта Заказчика предусмотрено, что "Исполнитель обязуется собственными силами своевременно оказать на условиях Контракта услуги по сбору, уничтожению биологических отходов (трупы павших животных) путем кремирования на территории Бугурусланского района _" (п.1.1).
При этом, пунктом 12 Технического задания также установлено, что:
Выполнение услуг по уничтожению биологических отходов (трупы павших животных) путем кремирования на территории Бугурусланского района, Исполнитель производит в следующем порядке:
- прием от Заказчика отходов, согласно ветеринарным и иным сопроводительным документам, и накладным;
- размещение принятых отходов в рефрижераторных установках Исполнителя для их дальнейшего уничтожения;
- уничтожение отходов, путем высокотемпературного сжигания в печах (крематорах), в согласованные сроки и в согласованном объёме;
- выдача Заказчику комплекта документов: оригиналов счетов, актов выполненных работ, счётов-фактур.
На уточняющий вопрос Комиссии Оренбургского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что исходя из содержания проекта контракта и технического задания, предусматривается, что мероприятия по сбору, временному хранению, перемещению (транспортировке) и уничтожение биологических отходов - выполняются Исполнителем в полном объеме собственными силами.
В свою очередь, представитель Заявителя с изложенной позицией Заказчика не согласился, пояснив, что исходя из содержания обжалуемой документации - сбор биологических отходов самостоятельно Исполнителем не осуществляется. В соответствии с требованиями Технического задания, Исполнитель осуществляет лишь прием от Заказчика биологических отходов (согласно п.12 Технического задания).
Таким образом, Заказчик, установив в содержании проекта контракта обязанность Исполнителя по контракту - по выполнению работ (оказанию услуг) собственными силами в части сбора биологических отходов на территории муниципального образования Бугурусланский район- не установил в содержании Технического задания аналогичное требование, таким образом, введя потенциального участника закупки в лице ООО "Экоорг" в заблуждение.
Содержание требований документации и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требованиям Закона о контрактной системе и быть реально исполнимым. Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений проекта контракта, в котором содержатся требования об обязательности исполнения предусмотренных работ - Исполнителем собственными силами - положениям технической документации, из содержания которой следует, что Исполнитель лишь обязуется принять от Заказчика биологические отходы с целью их дальнейшего уничтожения путем кремации создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно служит препятствием для подачи заявки, тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
Из содержания требований ст.ст. 33, 42 Закона о контрактной системе следует, что, требования к участникам закупки должны носить ясный и четкий характер, не допускать неоднозначного толкования. Несоответствие требований, установленных Заказчиком в Техническом задании документации об аукционе и проекте муниципального контракта, вводит в заблуждение потенциальных участников и создает неопределённость в вопросе о том, какие виды работ необходимы для выполнения Исполнителем по контракту. Выявленные несоответствия не позволяют потенциальным участникам закупки также определить максимальное снижение цены контракта, которая может быть предложена такими участниками в ходе участия в аукционе.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются нарушения требований ч. 3 ст. 7, ст. 33, ст. 42 Закона о контрактной системе, содержащие признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, принимая во внимание тот факт, что согласно извещению об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.01.2022 NИО1 запрос котировок в электронной форме на оказание услуг по сбору, уничтожению биологических отходов (трупы павших животных) путем кремирования на территории Бугурусланского района (номер извещения N 0153300076722000004) отменен Заказчиком самостоятельно до окончания срока подачи заявок, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным предписание об устранении выявленных нарушений в адрес Заказчика не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экоорг" на действия администрации Бугурусланского района Оренбургской области при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по сбору, уничтожению биологических отходов (трупы павших животных) путем кремирования на территории Бугурусланского района (номер извещения N 0153300076722000004) необоснованной.
2. Признать администрацию Бугурусланского района Оренбургской области нарушившей ч. 3 ст. 7, ст. 33, ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 31 января 2022 г. N 056/06/82.1-70/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2022