Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <___> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "А-ФАРМ" (далее - ООО "А-ФАРМ") (адрес (место нахождения): 450027, Республика Башкортостан, г. Уфа, Индустриальное шоссе, д. 112, офис 301; ОГРН: 1200200039313, ИНН: 0273935941, КПП: 027301001) N б/н, б/д (вх. от 24.01.2022 N 382э.) на действия аукционной комиссии государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" (далее - ГКУ РК "ЦОО и ПТ") (адрес (место нахождения): 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Коммунистическая ул., д. 8; ОГРН: 1111101004420, Дата присвоения ОГРН: 20.06.2011, ИНН: 1101486861, КПП: 110101001) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата "Эпоэтин альфа" для граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", извещение N 0307200030621002995 (далее - электронный аукцион, закупка, жалоба):
при участии:
- <__.>, представителя ГКУ РК "ЦОО и ПТ" по доверенности от 13.01.2022 N 3,
УСТАНОВИЛА:
1. 21.01.2021 посредством официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок ООО "А-ФАРМ" подана жалоба на действия аукционной комиссии ГКУ РК "ЦОО и ПТ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата "Эпоэтин альфа" для граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", извещение N 0307200030621002995.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО "А-ФАРМ", ГКУ РК "ЦОО и ПТ", заказчик - Министерство здравоохранения Республики Коми, ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.
ООО "А-ФАРМ" заявлено ходатайство (вх. N 509э.от 27.01.2022) о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя общества.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "А-ФАРМ", Министерства здравоохранения Республики Коми, ООО "РТС-тендер" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Заявителем обжалуется действие аукционной комиссии в виде принятия решения об отказе обществу в допуске к участию в электронном аукционе по причине несоответствия заявки на участие в электронном аукционе требованиям документации об электронном аукционе.
Так, в качестве обоснования принятия такого решения аукционной комиссией в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.01.2022 указано: "Заявка не соответствует требованиям документации, так как сведения, содержащиеся в первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствуют требованиям, установленным подпунктом б) пункта 2) части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и подпункта б) пункта 2) части 12.3 подраздела 12 раздела I, пункта 29 раздела II, раздела III (Техническое задание) документации об электронном аукционе, а именно:
1) конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке, не соответствуют значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Техническим заданием):
- при требовании лекарственного препарата с дозировкой 2500 МЕ, участником предложен лекарственный препарат с дозировкой 2000 МЕ/мл.".
По мнению заявителя его заявка оформлена в соответствии с требованием аукционной документации и п.п. б) п. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. Предлагаемый обществом лекарственный препарат полностью соответствует потребности заказчика по всем параметрам эквивалентности: основное действующее вещество предложенного лекарственного препарата принадлежит к одной фармацевтической группе; в единице массы объема содержится равное количество основного действующего вещества; по степени безопасности - безопасно; лекарственная форма- идентична лекарственной форме, требуемой заказчиком, количество поставляемого товара - в соответствии с потребностью заказчика, при это общее количество действующего вещества соответствует Техническому заданию.
Просит признать решение аукционной комиссии об отклонении первой части заявки ООО "А-ФАРМ" на участие в электронном аукционе неправомерным, отменить результаты закупки, обязать аукционную комиссию допустить заявку ООО "А-ФАРМ" к участию в электронном аукционе, провести внеплановую проверку.
ГКУ РК "ЦОО и ПТ" в отзыве от 27.01.2022 (вх. N 421 от 27.01.2022) на жалобу ООО "А-ФАРМ" заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заявки участников закупки, пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось Министерство здравоохранения Республики Коми.
Уполномоченным учреждением, наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 10.12.2013 N 482 "О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми" функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов, явилось ГКУ РК "ЦОО и ПТ".
Объект закупки - "Поставка лекарственного препарата "Эпоэтин альфа" для граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 209 170,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми, выделенные на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству здравоохранения Республики Коми на 2022 год.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) - 30.12.2021.
Дата и время окончания подачи заявок: 19.01.2022 07:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 20.01.2022.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 21.01.2022.
3.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (далее все статьи Закона о контрактной системе в настоящем решении приведены в редакции, действовавшей до 01.01.2022) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пунктам 1, 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанного Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, не нарушать требования законодательства о контрактной системе, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, а также, если такое имеет место быть в силу действующего законодательства, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Как считает Комиссия Коми УФАС России, область здравоохранения имеет специфическое и значимое положение, как для государства, так и для населения в целом, поскольку конечная цель деятельности, в том числе медицинских учреждений, обусловлена дачей эффективного и результативного лечения нуждающихся в том граждан.
При закупке лекарственных препаратов заказчик руководствуются сведениями, содержащиеся в едином структурированном справочнике-каталоге лекарственных препаратов для медицинского применения (ЕСКЛП), размещенными на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации https://esklp.egisz.rosminzdrav.ru, Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенным на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (КТРУ), а также Особенностями описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2017 года N 1380 (далее Особенности описания лекарственных препаратов, Постановление Правительства РФ N 1380).
В КТРУ содержится 14 позиций лекарственного препарата МНН "Эпоэтин альфа", отличающихся друг от друга дозировками.
Дозировка содержание одного или нескольких действующих веществ в количественном выражении на единицу дозы, или единицу объема, или единицу массы в соответствии с лекарственной формой либо для некоторых видов лекарственных форм количество высвобождаемого из лекарственной формы действующего вещества за единицу времени (п. 5.1 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Согласно подпункту "б" пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывают дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
При этом в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании объекта закупки не допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от потребностей заказчика в аукционной документации заказчик должен установить требования к поставке лекарственных препаратов для медицинского назначения (Эпоэтин альфа) с учетом специфики деятельности заказчика и в целях обеспечения эффективного применения и использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды, в том числе Постановления Правительства РФ N 1380.
Заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" аукционной документации установлены следующие требования к дозировке лекарственного препарата:
7 |
Лекарственная форма, дозировка, ед. измерения, количество |
|
|
Согласно ГРЛС |
Раствор для внутривенного и подкожного введения, 2500 МЕ, мл, 3000 |
|
Согласно ЕСКЛП |
Раствор для внутривенного и подкожного введения, 10 000 ЕД\мл, мл (миллилитр), 3000 |
8 |
Другие характеристики* |
Содержание действующего вещества в первичной упаковке - 2500 МЕ |
"*Обоснование указания других характеристик: указание количества действующего вещества в первичной упаковке требуется, так как это единственный способ достижения необходимой дозировки для обеспечения лечебного процесса".
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ N 1380, письмом ФАС России от 18 мая 2015 г. N АК/24046/15 заказчиком в документации об электронном аукционе не установлено требований к объему наполнения первичной упаковки. Согласно разъяснениям, приведенном в указанном письме, никакие иные характеристики лекарственных препаратов (например, первичная упаковка (форма выпуска), вторичная упаковка, количество препарата в первичной упаковке (например, объем наполнения), количество единиц (ампул, шприцев и т. д.) препарата во вторичной упаковке и т.п.) не влияют на терапевтические свойства лекарственных средств.
Заявителем - ООО "А-ФАРМ" в первой части заявки на участие в электронном аукционе был предложен лекарственный препарат:
N п/п |
Международное непатентованное наименование (МНН) группировочные наименования |
Торговое наименование |
Характеристики (качественные и технические) |
Ед. изм. |
Кол- во |
Производитель |
Страна происхождения |
1 |
Эпоэтин альфа |
Эпокрин |
раствор для внутривенного и подкожного введения, 2000 МЕ/мл, 2500 МЕ - 1,25 мл. ампулы (10)/ контурная ячейковая упаковка/-пачки картонные |
уп. |
1200 |
ФГУП "Гос.НИИ ОЧБ" ФМБА России |
Российская Федерация |
Согласно информации, содержащейся в государственном реестре лекарственных средств, размещенном на сайте Росздравнадзора, лекарственный препарат с торговым наименованием "Эпокрин" (производитель - ФГУП "Гос.НИИ ОЧБ" ФМБА России) имеет следующие дозировки: 10000 МЕ/мл, 2000 МЕ/мл, 1000 МЕ/мл, 4000 МЕ/мл.
Заявитель предлагает к поставке лекарственное средство, имеющее дозировку "2000 МЕ/мл", то есть отличную от дозировки, установленной в документации об электронном аукционе.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Следовательно, аукционная комиссия в соответствии с положениями Закона о контрактной системе принимает решение исходя исключительно из сведений, представленных в заявке на участие в аукционе и требований документации об электронном аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно проверяя первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, правомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, по основаниям указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Действие аукционной комиссии не противоречит части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы признаны необоснованными.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что положения документации об электронном аукционе нарушили права и законные интересы ООО "А-ФАРМ", привели к нарушению принципов проведения закупок товаров, а также ограничили количество участников закупки заявителем в материалы дела не представлено.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "А-ФАРМ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<__..> |
Члены Комиссии <.__>
<__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 28 января 2022 г. N 011/06/105-76/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2022