Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
АНО "ДОЗОР" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя
(вх. N 41232-ЭП/21 от 28.12.2021) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг: обеспечение круглосуточной охраны, осуществление контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выезд наряда экстренного реагирования (группы задержания) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Караванная, д. 9, лит. А для нужд комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 12.12.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0 0172200005821000011.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 625 650,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком необоснованных критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ча. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Конкурсная документация содержит следующие показатели нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"16.11. Показатели и порядок оценки нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя |
Коэффициент значимости показателя |
1. |
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема - |
60% |
0,6 |
2. |
Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами - |
40% |
0,4 |
Положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В рамках спорного показателя конкурсной документацией предусмотрен следующий порядок оценки:
"Количество баллов, присуждаемых по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (), определяется по формуле:
,
где:
КЗ1 - коэффициент значимости показателя (КЗ1=0,6).
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" под "успешно оказанными участником закупки услугами сопоставимого характера и объема" в настоящей конкурсной документации понимаются успешно оказанные участником услуги по обеспечению круглосуточной охраны, осуществлению контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений объектов, выезда наряда экстренного реагирования (группы задержания), результаты которых приняты заказчиком, подтвержденные копиями государственных и (или) муниципальных контрактов, и (или) иных гражданско-правовых договоров, заключенных и надлежаще исполненных участником на оказание указанных услуг в течение 5-ти лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе, со всеми приложениями и дополнениями к ним, копиями оформленных актов сдачи-приемки оказанных услуг по данным контрактам (договорам) и (или) копий иных документов, предусмотренных условиями контрактов (договоров), подтверждающих исполнение таких контрактов (договоров).
При этом стоимость каждого из ранее исполненных контрактов (договоров) на выполнение указанных услуг должна составлять не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится конкурс".
Согласно конкурсной документации по показателю оценивается, в том числе опыт исполнения контрактов исключительно со стоимостью не менее 100 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия УФАС отмечает, что при осуществлении закупки работ, не предусмотренных пунктом 27 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), в случае наличия в документации о закупке показателя "Опыт участника по выполнению работ" заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участника закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки с учетом особенностей Правил.
Кроме того, указанная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.06.2021 N 24-06-06/51639. Таким образом, порядок оценки заявок участников закупки, установленный Заказчиком, не противоречит Правилам и положениям Закона о контрактной системе.
данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
2.Также конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценивания показателя "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами":
"Количество баллов, присуждаемых по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами" (), определяется по формуле:
,
где:
КЗ2 - коэффициент значимости показателя (КЗ2=0,4).
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
Показатель квалификации участника закупки "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами" определяется исходя из заявленных участником закупки в форме "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (Приложение N 2 к конкурсной документации) сведений о количестве специалистов у участника закупки с наличием копий документов, подтверждающих квалификацию специалистов:
- удостоверений частного охранника не ниже 4 разряда;
- личных карточек охранников (прикладывается к удостоверению частного охранника), по каждому конкретному охраннику;
- трудовых книжек штатных сотрудников участника закупки (участником представляются копии всех листов трудовой книжки, на которых имеются записи, начиная с титульной страницы с указанием личных данных) или сведений о трудовой деятельности работника, содержащихся в электронной трудовой книжке (участником представляются копии сведений о трудовой деятельности работника на бумажном носителе (заверенные подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации (при наличии), в случае, если документ формируется по запросу зарегистрированного лица в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации или через Единый портал государственных услуг, документ подписывается квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица) или гражданско-правовых договоров сотрудников, не являющихся штатными сотрудниками участника закупки.
Участнику, не представившему информацию по показателю, присваивается 0 баллов.
В случае наличия противоречия между сведениями о количестве специалистов у участника закупки, указанных в форме "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (Приложение N 2 к конкурсной документации) и количеством специалистов, квалификация которых подтверждена фактически представленными в составе заявки участника копиями документов, подтверждающих квалификацию специалистов:
- удостоверений частного охранника не ниже 4 разряда;
- личных карточек охранников (прикладывается к удостоверению частного охранника), по каждому конкретному охраннику;
- трудовых книжек штатных сотрудников участника закупки или сведений о трудовой деятельности работника, содержащихся в электронной трудовой книжке, или гражданско-правовых договоров сотрудников, не являющихся штатными сотрудниками участника закупки"
По мнению Заявителя, предоставление гражданско-правового договора не подтверждает обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.
Вместе с тем, порядок оценки, которым предусмотрено предоставление сведений о наличии в штате участника необходимых специалистов не является надлежащим, поскольку осуществление функций специалиста по иному договору гражданско-правового характера может происходить также внештатным сотрудником. Таким образом, данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 8, 32, 33, 54, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АНО "ДОЗОР" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 января 2022 г. N 44-244/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2022