Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Промышленно-технологический колледж им. Н.И. Путилова" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей:
АНО "ДОЗОР" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 1539-ЭП/22 от 20.01.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов и имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объекте, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Промышленно-технологический колледж им. Н.И. Путилова" в 2022-2023 годах (извещение номер 0372200034721000026) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200034721000026. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 987 648,00 рублей.
В жалобе АНО "ДОЗОР" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки в рамках критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по названным показателям, следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Порядок оценки заявок установлен Заказчиком в разделе 16 "Критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке" конкурсной документации и содержит следующие положения в оспариваемой части:
"Оценивается предложение участника о наибольшей стоимости исполненного участником контракта (договора) с 01.01.2015 г. по дату окончания подачи заявок в настоящем конкурсе.
Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться копиями контрактов (договоров). Контракты (договоры) должны предоставляться с приложением всех копий дополнительных соглашений, приложений и изменений к таким исполненным контрактам (договорам) (при наличии), копий актов о приемке выполненных работ/оказанных услуг и копий оформленных справок о стоимости выполненных работ/оказанных услугах и затрат, или копий отчетов о затратах, всех приложений или иных документов, предусмотренных положениями контрактов (договоров) о приемке выполненных работ/оказанных услугах (произведенных затрат) и составленных в результате исполнения таких контрактов (договоров).
Предоставленные участником контракты (договоры) не на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) не оцениваются. Данные представляются по Рекомендуемой ФормеN1 "Подтверждение квалификации участника конкурса".
Непредставление в составе заявки таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Оценка по подпоказателю Пi3 производится для каждой заявки отдельно по следующей формуле:
Пi3 = (Кi / Kmax) x 100 х К3
где:
Пi3 - количество баллов, присуждаемых по данному подпоказателю оценки;
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки;
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 0,10 (10%)_
Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее число имеющихся у участников квалифицированных сотрудников, привлекаемых к оказанию охранных услуг.
Комиссия оценивает наличие квалификации трудовых ресурсов путем изучения заявленных участником данных, при условии наличия в составе заявки копий следующих подтверждающих документов:
1. Действующее удостоверение частного охранника (все страницы) - в соответствии с требованиями ст.11.1 Закона от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
2. Личная карточка охранника - в соответствии с требованиями ст.12 Закона от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
3. Действующий документ, свидетельствующий о прохождении ежегодной периодической проверки - в соответствии с требованиями ст.16 Закона от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
4. Действующее медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника.
5. Трудовой договор - в соответствии с требованиями ст.11.1 Закона от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и/или трудовая книжка.
6. Документы, подтверждающие наличие специалиста (или иного сотрудника) по технике безопасности/охране труда, имеющего высшее образование - в соответствии с требованиями ст.225 ТК России, Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (представляется копия трудового договора и/или трудовой книжки, документы подтверждающие образование).
7. Документы, подтверждающие наличие старшего смены/начальника охраны, имеющего высшее образовании (представляется копия трудового договора и/или трудовой книжки, документы подтверждающие образование).
8. Копия штатного расписания или копия выписки из штатного расписания (для всех участников);
9. Согласие на обработку персональных данных.
Информация о квалификации каждого сотрудника или руководителя будет оцениваться при условии наличия всех вышеперечисленных копий документов, указанных в пп.1-9.
Порядок оценки предложений участников по показателю:
Оценивается только документально подтвержденное наличие таких сотрудников и их квалификация. Участнику следует в составе своей заявки приложить копии указанных документов. При этом представленные документы должны быть в виде полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. В случае предоставления не полного пакета документов или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документа, представленного не в полном объеме, начисление баллов по такому документу не производится.
Отсутствие данных документов не является основанием для отклонения заявки.
Шкала оценки:
- 0 баллов при отсутствии в заявке участника хотя бы одного из подтверждающих документов, указанных в пунктах 1-9;
- 1 балл присваивается за каждого сотрудника при наличии в заявке участника всех подтверждающих документов, указанных в пунктах 1-9.
- 100 баллов присваивается за максимальное предельно необходимое значение или превышающее его.
Количество баллов, присуждаемых по показателю каждому участнику, определяется по формуле:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
ЦБквал = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если Кmax Кпред, - по формуле:
ЦБквал = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);
при этом НЦБmax = КЗ x 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 0,20 (20%);
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик
Для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает предельно необходимое максимальное количественное значение квалификационных характеристик - Кпред = 30 квалифицированных сотрудников. Участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Данные о квалификация трудовых ресурсов, привлекаемых к исполнению контракта, представляются по Рекомендуемой Форме N1 "Подтверждение квалификации участника конкурса"_
В рамках показателя "Срок деятельности на рынке охранных услуг" показатель выражен в продолжительности присутствия (нахождения) участника конкурса на рынке по своему профилю экономической деятельности на дату окончания подачи заявок с учетом правопреемства вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения, в соответствии с представленными участником конкурса в составе конкурсной заявки сведениям, начиная с даты заключения первого контракта (договора) такого участника на оказание услуг по физической охране.
Подтверждающими документами показателя "Срок деятельности на рынке охранных услуг" являются:
- Заполненная участником конкурса форма "Срок деятельности на рынке охранных услуг", копия первого контракта (договора) заключенного участником закупки на предоставление услуг по физической охране независимо от даты заключения и стоимости, выписка из государственного реестра, ведущегося в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Для подтверждения исполнения первого контракта (договора), участник представляет копии всех оформленных актов приемки услуг к контракту (договору). В случае наличия дополнительных соглашений и изменений к контракту (договору), участник конкурса также представляет такие соглашения и изменения.
Для заказчика лучшим условием показателя "Срок деятельности на рынке охранных услуг" является наибольшее значение показателя.
В рамках показателя "Срок деятельности на рынке охранных услуг" начисление баллов определяется по формуле:
ЦБ срок деят. = (Кi / Kmax) x 100 х К3
где:
ЦБ срок деят. - количество баллов, присуждаемых по данному показателю оценки;
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки;
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 0,15 (15%)".
Спорный порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки позволяет прийти к выводу, что он не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АНО "ДОЗОР" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 января 2022 г. N 44-383/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2022