Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя от общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - заявитель, ООО "Контракт"), надлежащим образом извещенного уведомлением N177-1/4 от 24.01.2022 г., в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Контракт", в отсутствии представителя от Республиканского Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Черкесская городская клиническая больница" (далее - заказчик, РГБУЗ "Черкесская городская клиническая больница"), рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0379600000422000001 "Поставка реагентов и расходных материалов для автоматических биохимических анализаторов ERBA XL клинико-диагностической лаборатории" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе заявителя, извещение об осуществлении закупки размещено в старой редакции Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" без учета изменений и дополнений, вступивших в силу с 01.01.2022 г.
На основании вышеизложенного, заявитель просит принять и рассмотреть жалобу ООО "Контракт" по существу; приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители заказчика, АО "ЕЭТП", в том числе ООО "Контракт" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
Рассмотрение жалобы ООО "Контракт" Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России состоялось 26 января 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Контракт", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
13.01.2022 г. в 14:04 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N 0379600000422000001 "Поставка реагентов и расходных материалов для автоматических биохимических анализаторов ERBA XL клинико-диагностической лаборатории" путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 15 341 940,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 13.01.2022 г. 14:04 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 21.01.2022 г. в 09:00 ч.; Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 25.01.2022 г.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.01.2022 NИЭА1, на участие в электронном аукционе была подана 1 заявка.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно доводу заявителя, Заказчик, в нарушение требований Закона о контрактной системе, разместил документацию об электронном аукционе.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Таким образом, перечень документов предусмотренный ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона является исчерпывающим.
Согласно информации размещенной в единой информационной системам, Заказчиком при проведении электронного аукциона N0379600000422000001 "Поставка реагентов и расходных материалов для автоматических биохимических анализаторов ERBA XL клинико-диагностической лаборатории" предусмотрена документация об электронном аукционе, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с Законом о контрактной системе, составление документации о закупке предусмотрено только при проведении закрытых закупок (п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика, разместившего документацию о проведении электронного аукциона, нарушают положения ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2, 3. Согласно доводу заявителя, Заказчиком установлены требования к участникам закупки, в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии со ст.31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
8) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
9) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Заказчиком при проведении электронного аукциона N0379600000422000001 "Поставка реагентов и расходных материалов для автоматических биохимических анализаторов ERBA XL клинико-диагностической лаборатории" установлены следующие единые требования к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (пункте 25 части 1 "Извещение и документация"): При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: 3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; 9) участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно ст.5 Федеральный закон от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено следующее:
- в пункте 4 слова ", на дату подачи заявки на участие в закупке" исключить;
- пункт 10 изложить в следующей редакции: "10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;".
Таким образом, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС приходит к выводу, что Заказчиком применена недействующая редакция Закона о контрактной системе, окончание действия которой датируется 31.12.2021, что является нарушением п.п.4., 10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу заявителя, Заказчиком установлены требования к участникам закупки, в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в действующей редакции, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России, изучив документацию, установила, что заказчиком в Информационной карте в пункте 23 указано: "Требования к участникам электронного аукциона: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: не установлено".
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что требование, установленные в п.23 Информационной карты не соответствует п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу заявителя, Заказчиком установлены требования к участникам закупки, в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч.1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе в действующей редакции, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п.24 "Извещение и документация" установлено следующее: Заказчик установил требование об отсутствии в предусмотренном Законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, информации об учредителях участника закупки - юридического лица, о членах коллегиального исполнительного органа участника закупки - юридического лица, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица. Участник в свободной форме вправе задекларировать своё соответствие данному требованию.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что требование, установленное в п.23 "Извещение и документация" не соответствует ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводу заявителя, Заказчик установил требование к составу заявки на участие в электронном аукционе в старой редакции.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 ч. 1 настоящей ст., заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с Законом о контрактной системе либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе";
в) статьи 53 - 59, 63 - 69 и 71 признать утратившими силу;
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действия заказчика, установившего требования к содержанию заявки участника в старой редакции нарушают п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" обоснованной.
2. Признать в действиях РГБУЗ "Черкесская городская клиническая больница" нарушения ч.2 ст. 42, ч.1.1, п.1, 4, 10 ч.1 ст.31, Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать РГБУЗ "Черкесская городская клиническая больница", АО "ЕЭТП" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 31 января 2022 г. N 009/06/106-4/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2022