Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика - представитель отсутствовал,
от ИП Мансуровой О. М. - представитель отсутствовал,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Государственного казенного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевой психоневрологический санаторий "Ромашка" (далее - ГКУЗ СК "Санаторий "Ромашка") поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - индивидуального предпринимателя Мансуровой Ольги Марлисовны (далее ИП Мансурова О. М.) по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0321200007721000059 "Поставка программного обеспечения для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Мансуровой О. М. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
По результатам проведения аукциона в электронной форме N 0321200007721000059 "Поставка программного обеспечения для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" между ГКУЗ СК "Санаторий "Ромашка" и ИП Мансуровой О. М. "16" декабря 2021 г. заключен Государственный контракт N 89 на поставку программного обеспечения для обеспечения государственных нужд Ставропольского края (далее - Контракт).
Из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.01.2022 г. следует:
"Согласно п. 3.1. Контракта и п. 2.2. Технического задания Поставщик обязан обеспечить доставку, разгрузку и сборку товара собственными силами и за свой счет по адресу: Российская Федерация, 357528, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д.213 (далее - место доставки) в течение 10 (десяти) календарных дней с момента заключения Контракта, то есть до 26 декабря 2021 года, предварительно уведомив Заказчика не менее чем за 3 (три) рабочих дня до осуществления поставки Товара путем отправки на адрес Заказчика уведомления о времени и дате доставки Товара в место доставки, чего Поставщиком не было сделано.
В соответствии с п. 4.1.1 Контракта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом.
27 декабря 2021 г. Заказчиком Поставщику была направлена претензия (требование) о выплате штрафа за неисполнение обязательств (копия прилагается). В претензии Заказчик потребовал в максимально короткие сроки дать в письменной форме ответ о дальнейших действиях Поставщика по исполнению условий Контракта, а также уплатить штраф за неисполнение обязательств, предусмотренных Контрактом.
29 января 2021 г. по адресу: 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 213 курьерской службой СДЭК была доставлена посылка. После вскрытия посылки оказалось что внутри отсутствуют вложенные коробки с комплектами Windows 10 Рrо от Майкрософт в количестве 5 шт. (В посылке было вложены лишь документы на оплату).
В тот же день Заказчиком было получено гарантийное письмо от Поставщика (на электронный адрес: romashka.minzdrav@yandex.ru) о том, что Поставщик гарантирует поставку программного обеспечения до 11.01.2022 г. (копия прилагается).
10 января 2022 г. по адресу: 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 213 курьерской службой СДЭК была доставлена посылка с вложенными коробками: Windows 10 Рrо от Майкрософт в количестве 5 шт. Представитель Поставщика не явился, нарушив тем самым п. 2.1. и п. 2.2. Технического задания к Контракту, согласно которым отгрузка Товара со склада Поставщика, должна была осуществляться уполномоченным представителем Поставщика, который обеспечит доставку, разгрузку и сборку товара собственными силами и за свой счет.
Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, членами приемочной комиссии (далее Комиссия) Заказчика была осуществлена экспертиза, в части их соответствия условиям Контракта.
В результате проведенной экспертизы поставленного товара Комиссией Заказчика установлено: внешний вид предоставленных Поставщиком коробок и их содержимое не соответствуют размещенной информации на сайте Microsoft. Ссылка: http//www.microsoft.com/ru-ru.
Для соблюдения п. 5 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик запросил у Поставщика (копия письма N 6 от 11.01.2022 г. прилагается) копию лицензионного договора на использование программного обеспечения, оформленного производителем (правообладателем) программного обеспечения на Поставщика, либо копию сублицензионного договора между лицензиатом и сублицензиатом, доказывающего официальное приобретение программного обеспечения. Поставщик на вышеуказанное письмо не ответил.
Таким образом, Поставщик в нарушение условий Контракта, предоставил Товар ненадлежащего качества и не подтвердил наличие у него лицензионных прав на программное обеспечение.
На основании изложенного Комиссия Заказчика отказала в приемке поставленного Товара по Контракту, и потребовала устранить указанные недостатки в полном объеме в срок до 20 января 2022 года, уведомив что, в случае неисполнения данного требования будет инициирован процесс одностороннего расторжения в соответствии с Контрактом, (копия мотивированного отказа от приемки товара от 13 января 2022 г. N 10 прилагается).
24 января 2022 г. по адресу: 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 213 курьерской службой СДЭК была доставлена посылка с вложенными коробками от Поставщика: Windows 10 Рrо от Майкрософт в количестве 5 шт. Представитель Поставщика не явился, нарушив тем самым п. 2.1. и п. 2.2. Технического задания к Контракту, согласно которым отгрузка Товара со склада Поставщика должна была осуществляться уполномоченным представителем Поставщика, который обеспечит доставку, разгрузку и сборку товара собственными силами и за свой счет. После получения посылки на руки, Комиссия Заказчика вскрыла вышеуказанные коробки. Процесс вскрытия был зафиксирован (видеозапись имеется).
Для проверки предоставленных Поставщиком результатов предусмотренных Контрактом, Комиссией Заказчика была осуществлена экспертиза, в части их соответствия условиям Контракта.
В результате проведенной экспертизы поставленного товара Комиссией Заказчика установлено: внешний вид предоставленных Поставщиком коробок и их содержимое не соответствуют размещенной информации на сайте Microsoft Ссылка: http//www.microsoft.com/ru-ru. Комплект Windows 10 Рго от Майкрософт должен содержать ОС Windows на USB-устройстве с нанесенными на него яркими изображениями с трехмерными эффектами, которые заметны, если его поворачивать. Эта голограмма встраивается в пластиковый компонент USB -устройства. Она не является наклейкой.
Таким образом, Поставщик в нарушение условий Контракта предоставил Товар ненадлежащего качества, и так и не подтвердил наличие у него лицензионных прав на программное обеспечение.
На основании вышеизложенного Комиссия Заказчика отказала в приемке поставленного Товара по Контракту, (копия мотивированного отказа от приемки товара от 25 января 2022 г. N30 прилагается)".
При этом, Комиссией установлено следующее.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании ч.ч.8,9 Закона N 44-ФЗ, п. 122 Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем, согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 360-ФЗ):
с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
При этом, Решение о расторжение контракта принято Заказчиком 25.01.2022 г., однако, по состоянию на 02.02.2022 не размещено в ЕИС в "дополнительной информации", что нарушает порядок расторжения контракта, установленный ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства того, что Заказчиком Решение от 25.01.2022 г. было передано лицу, имеющему право действовать от имени поставщика, лично под расписку или направлено по адресу поставщика, указанному в контракте.
Так же Заказчиком на заседание Комиссии не представлена информация с копиями подтверждающих документов об отсутствии поставщика (по адресу, указанному в контракте.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным установить дату надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении Заказчиком.
В силу п. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, определить дату вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта исходя из представленных документов не представляется возможным.
При этом, согласно ч. 16 ст. 95 Закона N 44- ФЗ Заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вышеуказанное Решение было принято Заказчиком 25.01.2022 г., направлено в адрес Ставропольского УФАС России 26.01.2022 г., что нарушает срок, установленный ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Далее, согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как было установлено выше, Заказчиком был нарушен порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Кроме того, Заказчиком не доказан факт существенного нарушения ИП Мансуровой О. М. условий контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения предпринимателя при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и предпринимателя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ИП Мансуровой О. М. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП Мансуровой О. М. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
А. М. Резцова
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 февраля 2022 г. N РНП-26-1702
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2022