Резолютивная часть объявлена 26.01.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 31.01.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заявителя - ИП Бородулиной Е.В.: Д.Р. Мананова (по доверенности); И.В. Гуляевой (по доверенности);
ответственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница": С.Н. Сидоренко (по доверенности); С.В. Соловьевой (по доверенности); А.В. Крук (по доверенности);
заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Детская областная больница Калининградской области": И.В. Позднякова (по доверенности);
уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": А.Л. Готовчика (по доверенности);
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ИП Бородулиной Е.В. (вх. N 306 от 19.01.2022) на действия заказчиков согласно извещению N 0335200014921005166 при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка средств дезинфицирующих (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 19.01.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при формировании Аукционной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Как считает Заявитель, Заказчиками при описании объекта закупки нарушены требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчиков нарушают требования Закона о контрактной системе и направлены на ограничение количества участников Аукциона.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Согласно письменным пояснениям, ответственный Заказчик не согласен с доводами жалобы, считает, что действия Заказчиков при формировании Аукционной документации, соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченное учреждение также полагает, что действия Заказчиков при формировании Аукционной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Кроме того, на участие в закупке поступило четыре заявки, которые были допущены до участия в Аукционе, что дополнительно подтверждает отсутствие ограничений.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
23.12.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0335200014921005166 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 34 108 102,76 рублей.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных норм следует, что при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 25 раздела 2 "Информационная карта" Аукционной документации описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам и условия контракта указаны в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" и разделе 4 "Проект контракта" настоящей документации.
Разделом 3 "Техническое задание" Аукционной документации установлены технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара - средств дезинфицирующих по 24 позициям.
Как считает Заявитель, Заказчиками описание объекта закупки составлено с нарушениями статьи 33 Закона о контрактной системе, так например, по пунктам 3, 5 Технического задания нет ни одного подходящего под описание дезинфицирующего средства.
На заседании Комиссии представитель ответственного Заказчика пояснил, что при формировании технического задания Аукционной документации действительно были допущены технические ошибки, в частности:
- в пункте 3 указано - "без н-пропилового спирта", а в технических характеристиках установлено "Основное действующее вещество: изопропиловый спирт (2-пропанол) и/или пропиловый спирт", а н-пропиловый спирт является изомером пропанола-1;
- в пункте 4 указано - "для обработки локтевых сгибов, кожи перед введением катетеров и пункцией суставов время экспозиции, с: не более 30**", необходимо исключить из технических характеристик слова "кожи перед введением катетеров и пункцией суставов";
- в пункте 5 указано - "По параметрам острой токсичности средство при введении в желудок и при нанесении на кожу в соответствии с классификацией относится к 3 классу* малоопасных веществ", под данные требования не подходит ни одно дезинфицирующее средство (4 класс малоопасных веществ - это улучшенная характеристика, поэтому все средств с классом безопасности 4 подходят, так как они менее опасны, чем 3 класс);
- в пунктах 6, 7 указано - "без гуанидинов" сам гуанидин является токсичным веществом, которого не должно быть в составе дезинфицирующего средства, а полигексаметиленгуанидин гидрохлорид является солью гунидина и широко используется при производстве дезинфицирующих средств, то есть Заказчикам необходимо конкретизировать "без гуанидинов, за исключением его соли: полигексаметиленгуанидин гидрохлорид";
- в пункте 9 указано - "для дезинфекции поверхностей при вирусных инфекциях время обработки, мин: не более 1**" необходимо детализировать материал изготовления поверхности;
- в пункте 10 указано - "Средство обладает антимикробной активностью в отношении: грамположительных и грамотрицательных бактерий включая микобактерии туберкулеза, в том числе Мycobacterium terrae; вирусов, включая гепатит А, В и С, возбудители ECHO 6, полиомиелит, вирус иммунодефицита человека, аденовирус, вирус "атипичной пневмонии" (SARS), вирус человеческого гриппа, в том числе "птичьего" гриппа H5N1, "свиного" гриппа, Коксаки, герпес; грибов рода Кандида и Трихофитон; плесневых грибов; возбудителей внутрибольничных инфекций, включая золотистый стафилококк (S. aureus), кишечную палочку (E. Coli), синегнойную палочку (P. aeruginosa); анаэробных инфекций", вместе с тем в инструкции эквивалентного средства описание микобактерии туберкулеза не детализировано, также "10) выход рабочего раствора из одного литра средства для предстерилизационной очистки не совмещенной с дезинфекцией изделий медицинского назначения ручным и механизированным способами составляет не менее 1000 л*** при времени экспозиции не более 10 мин**" Заказчиками не был детализирован материал изготовления поверхности, либо необходимо увеличить время экспозиции до 15 минут;
- в пункте 11 указано - "1) при дезинфекции изделий медицинского назначения, не совмещенной с предстерилизационной очисткой, включая хирургические и стоматологический инструменты и материалы, жесткие и гибкие эндоскопы и приспособления к ним при бактериальных, включая туберкулез M.Terrae, вирусных и грибковых инфекциях время экспозиции, мин: не более 5**; 2) при стерилизации изделий медицинского назначения, эндоскопов и инструментов к ним при бактериальных, включая туберкулез M.Terrae, вирусных и грибковых инфекциях, спор время экспозиции, мин: не более 30**" в данном случае не подходит ни одно средство, так как необходимо указать "возбудители туберкулеза" и/или "микобактерии туберкулеза";
- в пункта 12, 13 указано - "Средство обладает антимикробной и противовирусной активностью в отношении: грамположительных и грамотрицательных бактерий включая микобактерии туберкулеза, в том числе Мycobacterium terrae; вирусов полиомиелита; энтеральных и парентеральных гепатитов А, В и С; вируса иммунодефицита человека; полиомиелита; аденовирусов; вирусов "атипичной пневмонии" (SARS) и человеческого гриппа включая "птичий" грипп H5N1, "свиной" грипп, Коксаки, ЕСНО, герпес; внутрибольничных инфекций; анаэробных инфекций; легионеллеза; грибов рода Кандида и Трихофитон и плесневых грибов" в части указания "легионеллеза" Заказчиками допущена техническая ошибка (необходимо исключить из описания объекта закупки);
- в пункте 14 указано - "Средство обладает антимикробной и противовирусной активностью в отношении: грамположительных и грамотрицательных бактерий, включая микобактерии туберкулеза; вирусов включая гепатит В, вирус иммунодефицита человека и полиомиелит; грибов рода Кандида и Трихофитон" необходимо исключить из описания объекта закупки "полиомиелит", также "7) выход рабочего раствора из одного литра средства для дезинфекции уборочного инвентаря при вирусном режиме составляет не менее 40 л*** при времени экспозиции не более 60 мин**" Заказчиками ошибочно перенесено "60 минут" и "40 л" из таблицы 5 инструкции к средству Эффект-Форте (ООО Биодез);
- в пункте 17 указано - "для обработки локтевых сгибов, кожи перед введением катетеров и пункцией суставов время экспозиции, с: не более 30**", необходимо исключить из технических характеристик слова "кожи перед введением катетеров и пункцией суставов".
Комиссией установлено, что вышеуказанные технические ошибки, допущенные Заказчиками при формировании технического задания, не позволяют определить соответствие закупаемого товара требованиям Заказчиков.
Исходя из выше изложенного, Заказчики указали требования к товару не в соответствии со своими потребностями.
Таким образом, действия Заказчиков нарушают требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Дополнительно Комиссия поясняет, что жалоба Заявителя подана в Калининградское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
При этом следует отметить, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия не вправе давать оценку действиям Заказчика или Уполномоченного учреждения органа в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Калининградского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, довод жалобы в отношении нарушения статьи 17 указанного закона рассмотрению не подлежит.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бородулиной Е.В. обоснованной.
2. Признать Заказчиков согласно извещению N 0335200014921005166 нарушившими часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам, Уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки - предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: И.С. Болтенко
Члены Комиссии: А.Н. Хлусова
О.И. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 31 января 2022 г. N 039/06/33-65/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2022