Резолютивная часть объявлена 27.01.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 01.02.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
ответственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница": С.Н. Сидоренко (по доверенности); С.В. Соловьевой (по доверенности); А.В. Крук (по доверенности);
уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": А.Л. Готовчика (по доверенности);
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Рудез", уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "Рудез" (вх. N 357 от 20.01.2022) на действия заказчиков согласно извещению N 0335200014921005166 при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка средств дезинфицирующих (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 20.01.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при формировании Аукционной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, описание объекта закупки сформировано исходя из возможности поставки товаров единственного производителя - ООО "НПК Медэкс" под торговой маркой "Альспет" и исключает возможности поставки эквивалентных товаров.
Заявитель также полагает, что Аукционная документация включает в себя излишние требования к характеристикам дезинфицирующих средств, необходимость в установлении которых не была установлена.
Вышеуказанные действия Заказчиков нарушают требования Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Ответственный Заказчик не согласен с доводами жалобы, считает, что действия Заказчиков при формировании Аукционной документации, соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченное учреждение также полагает, что действия Заказчиков при формировании Аукционной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Кроме того, на участие в закупке поступило четыре заявки, которые были допущены до участия в Аукционе, что дополнительно подтверждает отсутствие ограничений.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
23.12.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0335200014921005166 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 34 108 102,76 рублей.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из буквального толкования названных норм следует, что при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 25 раздела 2 "Информационная карта" Аукционной документации описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам и условия контракта указаны в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" и разделе 4 "Проект контракта" настоящей документации.
Разделом 3 "Техническое задание" Аукционной документации установлены технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара - средств дезинфицирующих по 24 позициям.
Как полагает Заявитель, Заказчиками описание объекта закупки, в частности с 1 по 20 пункты, сформировано исходя из возможности поставки товаров единственного производителя - ООО "НПК Медэкс" под торговой маркой "Альспет" и исключает возможности поставки эквивалентных товаров, также отсутствует обоснование в установлении излишних требований к характеристикам дезинфицирующих средств.
Комиссия, проанализировав Аукционную документацию, выслушав пояснения сторон, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Согласно письменным пояснениям ответственного Заказчика в настоящее время в России зарегистрировано и осуществляют деятельность более 20 производителей дезинфицирующих средств, не все производители предоставляют инструкции либо размещают их в сети Интернет в свободном доступе, Заявителем не были изучены товары всех имеющихся производителей, ссылка Заявителя на письма Роспотребнадзора от 23.01.2020 N 02/770-2020-32 и от 27.03.2020 N 02/5225-2020-24 не может учитываться при рассмотрении данной жалобы, так как данные письма носят рекомендательных характер и не являются нормативно правовыми актами, принятыми в установленном порядке, кроме того, в период подачи заявок на участие в Аукционе в адрес Заказчика не поступил ни один запрос на разъяснение положений Аукционной документации.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Комиссия учитывает тот факт, что в обосновании своих доводов Заявитель не представляет каких-либо объективных доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о том, что в рамках данной закупки подходит только товар единственного производителя.
Ссылка Заявителя на сайт https://dezr.ru/ не может быть принята Комиссией во внимание, поскольку официальным источником показателей характеристик товара является технический паспорт, инструкция по применению, кроме на данном сайте указано https://dezr.ru/o-sajte/otkaz-ot-otvetstvennosti, что "Сайт dezr.ru ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за убытки, прямые или косвенные, которые могут возникнуть в результате использования или неправильного использования, опубликованной здесь информации".
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая отсутствие в рассматриваемом случае достаточных доказательств, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
В ходе проведения внеплановой проверки закупки Комиссией установлено следующее.
По информации, представленной Заказчиком установлено, что при формировании технического задания Аукционной документации были допущены технические ошибки, в частности:
- в пункте 3 указано - "без н-пропилового спирта", а в технических характеристиках установлено "Основное действующее вещество: изопропиловый спирт (2-пропанол) и/или пропиловый спирт", а н-пропиловый спирт является изомером пропанола-1;
- в пункте 4 указано - "для обработки локтевых сгибов, кожи перед введением катетеров и пункцией суставов время экспозиции, с: не более 30**", необходимо исключить из технических характеристик слова "кожи перед введением катетеров и пункцией суставов";
- в пункте 5 указано - "По параметрам острой токсичности средство при введении в желудок и при нанесении на кожу в соответствии с классификацией относится к 3 классу* малоопасных веществ", под данные требования не подходит ни одно дезинфицирующее средство (4 класс малоопасных веществ - это улучшенная характеристика, поэтому все средств с классом безопасности 4 подходят, так как они менее опасны, чем 3 класс);
- в пунктах 6, 7 указано - "без гуанидинов" сам гуанидин является токсичным веществом, которого не должно быть в составе дезинфицирующего средства, а полигексаметиленгуанидин гидрохлорид является солью гунидина и широко используется при производстве дезинфицирующих средств, то есть Заказчикам необходимо конкретизировать "без гуанидинов, за исключением его соли: полигексаметиленгуанидин гидрохлорид";
- в пункте 9 указано - "для дезинфекции поверхностей при вирусных инфекциях время обработки, мин: не более 1**" необходимо детализировать материал изготовления поверхности;
- в пункте 10 указано - "Средство обладает антимикробной активностью в отношении: грамположительных и грамотрицательных бактерий включая микобактерии туберкулеза, в том числе Мycobacterium terrae; вирусов, включая гепатит А, В и С, возбудители ECHO 6, полиомиелит, вирус иммунодефицита человека, аденовирус, вирус "атипичной пневмонии" (SARS), вирус человеческого гриппа, в том числе "птичьего" гриппа H5N1, "свиного" гриппа, Коксаки, герпес; грибов рода Кандида и Трихофитон; плесневых грибов; возбудителей внутрибольничных инфекций, включая золотистый стафилококк (S. aureus), кишечную палочку (E. Coli), синегнойную палочку (P. aeruginosa); анаэробных инфекций", вместе с тем в инструкции эквивалентного средства описание микобактерии туберкулеза не детализировано, также "10) выход рабочего раствора из одного литра средства для предстерилизационной очистки не совмещенной с дезинфекцией изделий медицинского назначения ручным и механизированным способами составляет не менее 1000 л*** при времени экспозиции не более 10 мин**" Заказчиками не был детализирован материал изготовления поверхности, либо необходимо увеличить время экспозиции до 15 минут;
- в пункте 11 указано - "1) при дезинфекции изделий медицинского назначения, не совмещенной с предстерилизационной очисткой, включая хирургические и стоматологический инструменты и материалы, жесткие и гибкие эндоскопы и приспособления к ним при бактериальных, включая туберкулез M.Terrae, вирусных и грибковых инфекциях время экспозиции, мин: не более 5**; 2) при стерилизации изделий медицинского назначения, эндоскопов и инструментов к ним при бактериальных, включая туберкулез M.Terrae, вирусных и грибковых инфекциях, спор время экспозиции, мин: не более 30**" в данном случае не подходит ни одно средство, так как необходимо указать "возбудители туберкулеза" и/или "микобактерии туберкулеза";
- в пункта 12, 13 указано - "Средство обладает антимикробной и противовирусной активностью в отношении: грамположительных и грамотрицательных бактерий включая микобактерии туберкулеза, в том числе Мycobacterium terrae; вирусов полиомиелита; энтеральных и парентеральных гепатитов А, В и С; вируса иммунодефицита человека; полиомиелита; аденовирусов; вирусов "атипичной пневмонии" (SARS) и человеческого гриппа включая "птичий" грипп H5N1, "свиной" грипп, Коксаки, ЕСНО, герпес; внутрибольничных инфекций; анаэробных инфекций; легионеллеза; грибов рода Кандида и Трихофитон и плесневых грибов" в части указания "легионеллеза" Заказчиками допущена техническая ошибка (необходимо исключить из описания объекта закупки);
- в пункте 14 указано - "Средство обладает антимикробной и противовирусной активностью в отношении: грамположительных и грамотрицательных бактерий, включая микобактерии туберкулеза; вирусов включая гепатит В, вирус иммунодефицита человека и полиомиелит; грибов рода Кандида и Трихофитон" необходимо исключить из описания объекта закупки "полиомиелит", также "7) выход рабочего раствора из одного литра средства для дезинфекции уборочного инвентаря при вирусном режиме составляет не менее 40 л*** при времени экспозиции не более 60 мин**" Заказчиками ошибочно перенесено "60 минут" и "40 л" из таблицы 5 инструкции к средству Эффект-Форте (ООО Биодез);
- в пункте 17 указано - "для обработки локтевых сгибов, кожи перед введением катетеров и пункцией суставов время экспозиции, с: не более 30**", необходимо исключить из технических характеристик слова "кожи перед введением катетеров и пункцией суставов".
Комиссией установлено, что вышеуказанные технические ошибки, допущенные Заказчиками при формировании технического задания, не позволяют определить соответствие закупаемого товара требованиям Заказчиков.
Исходя из выше изложенного, Заказчики указали требования к товару не в соответствии со своими потребностями.
Таким образом, действия Заказчиков нарушают требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
С учетом того, что по результатам рассмотрения жалобы ИП Бородулиной Е.В. (вх. N 306 от 19.01.2022) выдано предписание N 02-кс/2022 (исх. N 642/02 от 31.01.2022), Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рудез" необоснованной.
2. Признать Заказчиков согласно извещению N 0335200014921005166 нарушившими часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: А.Н. Хлусова
О.И. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 1 февраля 2022 г. N 039/06/33-66/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2022