Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" обращение Управление МВД России по г. Самаре (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Флагман" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона по объекту закупки: "Оказание услуг по ежедневной организации трехразового питания для административно арестованных граждан, содержащихся в специальном приемнике, лиц содержащихся в ИВС, лиц задержанных в административном порядке сроком более 3-х часов в СПСЗЛ" в 2021-2022 году" (извещение N 0342100019520000022).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России, поступило обращение Управление МВД России по г. Самаре о включении сведений об ООО "Флагман" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Участник закупки ненадлежащим образом исполнял обязательства, предусмотренные контрактом. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки и проведя проверку, установила следующее.
29.07.2020 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Оказание услуг по ежедневной организации трехразового питания для административно арестованных граждан, содержащихся в специальном приемнике, лиц содержащихся в ИВС, лиц задержанных в административном порядке сроком более 3-х часов в СПСЗЛ" в 2021-2022 году" (извещение N 0342100019520000022, начальная (максимальная) цена контракта - 3 144 319,50 руб.). Электронный аукцион проводился на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Согласно Протокол подведения итогов электронного аукциона от 14.08.2020 N0342100019520000022-3, аукционная комиссия признала победителем аукциона ООО "Флагман" (ИНН 6318235622).
26.08.2020 г. между Управление МВД России по г. Самаре и ООО "Флагман" заключен контракт на оказание услуг по ежедневной организации трехразового питания для административно арестованных граждан, содержащихся в специальном приемнике, лиц содержащихся в ИВС, лиц задержанных в административном порядке сроком более 3-х часов в СПСЗЛ" в 2021-2022 году.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно части 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с частью 2 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7.2. пункта 7 контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- в случае если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или нарушает график выполнения работ (при его наличии) или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ст. 715 ГК РФ);
- в случае если отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ст.723 ГК РФ);
- по иным основаниям предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 Контракта исполнитель обязуется оказывать услуги, согласно Технического задания к настоящему контракту, являющимся его неотъемлемой частью (Приложение N 1 к настоящему Контракту) с 01.01.2022 по 31.12.2022 года включительно.
Согласно подпункту 3.4.4 пункта 3 Контракта Заказчик обязан ежедневно, не позднее 17-00 часов, направлять Исполнителю заявку с объемами оказания услуг на следующий день.
Подпунктом 3.2.1 пункта 3 Контракта исполнитель обязан осуществлять оказание услуг в объемах и с периодичностью, предусмотренных Контрактом и Приложением N 1 (техническое задание к документации об аукционе в электронной форме является техническим заданием к государственному контракту) своим транспортом и силами.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 Контракта акт оказанных услуг составляется Исполнителем по окончанию срока оказания услуг (этапа оказания услуг) в течение 2 (двух) рабочих дней в 2 (двух) экземплярах и предоставляется Заказчику одновременно со счетом, счетом-фактурой. Заказчик в течение 5 (Пяти) календарных дней со дня получения Акта оказанных услуг собственными силами и (или) с привлечением экспертов, экспертной организации проводит экспертизу оказанных услуг. При производстве экспертизы оказанных услуг проверяется соответствие оказанных услуг требованиям, установленным контрактом, нормативным требованиям, установленным действующим законодательством для данного вида услуг. При отсутствии замечаний к оказанным услугам по результатам экспертизы Стороны подписывают Акт оказанных услуг с указанием даты приемки результатов оказанных услуг. В случае несогласия Заказчика с объемом и качеством оказанных услуг Заказчик в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента получения Акта оказанных услуг обязан направить Исполнителю мотивированный отказ от подписания Акта оказанных услуг.
22.12.2021 г. письмом исх.N 36378 ООО "Флагман" в лице директора Ивановой Я.Ю., сообщает, что в связи произошли существенные изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта, а именно: цены на закупку продукции для оказания услуг выросли в 2,5 раза, а также просит расторгнуть Контракт.
Жалоб на действия Заказчика при формировании НМЦК от ООО "Флагман" не поступало.
Данное письмо было рассмотрено Заказчиком и дан ответ от 22.12.2021 исх.N 54/17810, что в соответствии с ч.8 ст. 95 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта, не может являться основанием для одностороннего расторжения контракта. В соответствии со ст. 451 ГК РФ при существенных изменениях обстоятельств контракт в соответствии с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, либо судом по требованию заинтересованной стороны.
Согласно пояснениям Заказчика по состоянию на 10.01.2022 г. услуги по организации питания не оказываются, что подтверждается актами (Приложения к решению об одностороннехм отказе от исполнения контракта), в которых говорится, что директор Иванова Я.Ю. отказывается от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС 21.01.2022 г. и 11.01.2022 г. вручено лично директору ООО "Флагман" Ивановой Я.Ю.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта N 0342100019520000022 от 26.08.2020 г. вступило в силу 22 января 2022 г.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Подрядчик надлежащим образом уведомлен о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Предпринимателем не приняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения государственного контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Флагман" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения договора надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм подрядчика. Однако, работы, предусмотренные контрактом, Исполнителем выполнены не были. В десятидневный срок, предусмотренный законодателем для устранения допущенных нарушений, Общество не предприняло каких-либо мер для исправления сложившейся ситуации.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Самарское УФАС России не представлено.
Действуя в рамках заключенного договора, Общество должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, в данном случае средства бюджетного учреждения, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В указанном случае Участником закупки не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в поведении Поставщика наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением государственных заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
ООО "Флагман" неоднократно был уведомлен о рассмотрении обращения Заказчика в Самарском УФАС, однако участия в рассмотрении обращения не принял.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "Флагман" (ОГРН: 1136318007286, ИНН: 6318235622, КПП: 631301001, адрес: 20 км Московского шоссе территория, дом 20, корпус 75а, комната 1, г.Самара, 443028; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Иванова Яна Юрьевна, ИНН: 631909888623, сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Глотов Владимир Вениаминович, ИНН: 631209338913, в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Флагман", сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения об учредителях (участниках) юридического лица из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение к решению Самарского УФАС России N РНП-63-33 от 28.01.2022 г.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочки в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочки в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочки в днях по II разделу |
|||
22.01.2022 |
26.01.2022 |
21.01.2022 |
0 |
21.01.2022 |
28.01.2022 |
28.01.2022 |
0 |
02.02.2022 |
02.02.2022 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 28 января 2022 г. N РНП-63-33
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2022