Резолютивная часть оглашена
28.01.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" (далее - ГБУЗ "СОКОД", Заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Гермес" (далее - ООО "Гермес", Общество, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам аукциона в электронной форме на "Поставка лекарственного препарата для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" (извещение N 0142200001320014201) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ГБУЗ "СОКОД" о включении сведений об ООО "Гермес" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Поставщик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
14.08.2020 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0142200001320014201 об осуществлении Закупки.
На основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 27.08.2020 N0142200001320014201-3 между ГБУЗ "СОКОД" и ООО "Гермес" заключен контракт.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 1.1 поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственного(-ых) препарата(-ов) для медицинского применения, в том числе: МНН Брентуксимаб ведотин (код ОКПД 2 - 21.20.10.211) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Общий срок действия контракта установлен по 31.12.2021 года.
В соответствии с условиями контракта Поставщик обязался осуществлять поставку лекарственного препарата в количестве, согласно Спецификации в период с 14.09.2020 года по 15.12.2021 года, по заявкам.
Поставщиком неоднократно исполнялись обязательства, предусмотренные разделом 5 контракта, ненадлежащим образом.
В ходе исполнения контакта ГБУЗ "СОКОД" выявлены следующие нарушения:
23.11.2021 г. поставщику направлена заявка на поставку лекарственного препарата (27 упаковок) со сроком исполнения в течение 10 рабочих дней. В установленный срок, до 07.12.2020 г., товар не поставлен. По данной заявке товар поставщиком поставлен с нарушением предусмотренного заявкой срока 17.12.2020, о чем составлено заключение и направлено Поставщику.
16.02.2021 г. поставщику направлена заявка на поставку товара (30 упаковок) со сроком исполнения в течение 10 рабочих дней. В установленный срок до 03.03.2021 г., товар не поставлен, о чем составлено заключение и направлено поставщику.
11.03.2021 поставщику продублирована заявка от 16.02.2021. В установленный срок заявка не исполнена.
25.03.2021 поставщику направлена заявка на поставку лекарственного препарата (79 упаковок) со сроком исполнения в течение 10 рабочих дней. В установленный срок до 08.04.2021, товар не поставлен, о чем составлено заключение и направлено поставщику.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту поставщику направлялись претензия N 02-01-06/1716 от 31.03.2021 с указанием нарушения и просьбой надлежащего исполнения условий контракта, претензия N 02-01-06/2146 от 21.04.2021 с указанием нарушений и суммой взыскиваемых неустоек.
29.11.2021 поставщику направлено уведомление о направлении требования об уплате неустойки по банковской гарантии от 11.09.2020 N1731427, выданной ПАО "Совкомбанк" в качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств по контракту.
На момент принятия решения об одностороннем отказе в банк направлено требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии за ненадлежащее исполнение, неисполнение обязательств по контракту со стороны поставщика.
ГБУЗ СОКОД является непрерывно действующей медицинской организацией. В учреждении оказывается круглосуточная стационарная, амбулаторная медицинская помощь пациентам с онкологическими заболеваниями. Соответственно, при оказании медицинской помощи и проведении терапии пациентам учреждения необходимо обеспечивать достаточным количеством лекарственным препаратом согласно схемам лечения и назначения препарата.
Нарушение требований к поставке товара в количестве, указанном в заявке, имеют существенный характер (недопоставка и непоставка товара не позволяют ГБУЗ СОКОД надлежащем образом обеспечивать необходимыми лекарственными препаратами пациентов учреждения при оказании медицинской помощи).
Нормами п. 2 ст. 450 ГК РФ установлено, что при существенном нарушении договора одной из сторон по требованию другой стороны договор может быть расторгнут. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Систематические нарушения условий контракта по поставке лекарственных препаратов приводят к нарушению работы учреждения, дополнительным затратам по удовлетворению потребности и обеспечению пациентов учреждения необходимыми лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи.
Согласно п.п. 2 и 3 ст. 523 ГК РФ для признания нарушения существенным и дающим право на расторжение договора в одностороннем порядке, необходимо чтобы оно было неоднократным.
Исходя из выявленных фактов нарушения условий контракта (в период с 16.09.2020 по 25.03.2021 г.), поставщик не исполнял принятые на себя обязательства более двух раз.
30.11.2021 г. на основании вышеизложенного и руководствуясь п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, п.9, п.13, ст.95 Закона о контрактной системе, пунктом 10.4 контракта, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Настоящее решение вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч.12 ст.95 44-ФЗ Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
02.12.2021 года размещено в реестре контрактов ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30 марта 2021;
02.12.2021 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.03.2021 направлено письмом на адрес электронной почты поставщика (asamkak230@gmail.com), указанный в контракте;
03.12.2021 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30 марта 2021 направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу поставщика (трек-номер 44309955236798), письмо поставщиком не получено;
08.12.2021 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта прибыло в место вручения письма;
08.12.2021 года почтовым отделением произведена попытка вручения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (неудачная попытка вручения);
08.01.2022 года почтовым отделением осуществлен возврат письма отправителю.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 13.01.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Гермес" лишился того, на что рассчитывал при осуществлении закупки, а именно поставку требуемого товара. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм и добросовестность Поставщика.
Пояснения ООО "Гермес" относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, в Самарское УФАС России не представило.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Гермес" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Гермес" (ИНН 7704452609, КПП 526201001, ОГРН 1187746276299, юридический адрес: 603057, Нижегородская область, г.о. город Нижний Новгород, г.Нижний Новгород, пер.Нартова, д.2Г, офис 29; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/участнике/учредителе: Бясов Руслан Есенович (ИНН 150101090340) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Гермес", Бясове Руслане Есеновиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение к решению Самарского УФАС России NРНП-63-34 от 28.01.2022 г.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочки в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочки в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочки в днях по II разделу |
|||
13.01.2022 |
18.01.2022 |
24.01.2022 |
5 календарных дней (3 рабочих дня) |
24.01.2022 |
25.01.2022 |
28.01.2022 |
2 календарных/рабочих дня |
28.01.2022 |
01.02.2022 |
4 календарных дня (2 рабочих дня) |
11 календарных дней ( 7 рабочих дней) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 февраля 2022 г. N РНП-63-34
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2022