Резолютивная часть оглашена
31.01.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Администрации городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области (далее - Администрация, Заказчик) о включении сведений об ООО Индивидуальном предпринимателе в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения в Центральном парке в поселке городского типа Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области (извещение N 0142300040821000056, начальная (максимальная) цена контракта - 312 000,00 руб.),
в присутствии представителя от Заказчика - (доверенность), от Исполнителя представитель не явился, уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о проведении заседания в отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Администрации городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области о включении сведений об ИП в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Исполнитель ненадлежащим образом исполнял обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Исполнителе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
31.03.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении Аукциона (извещение N 0142300040821000056).
На основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 04.04.2021 г. N0142300040821000056-3 29.04.2021 г. между Администрацией и ИП заключен контракт N 0142300040821000056_176529 (номер реестровой записи 3638101017221000017).
Согласно заключенному Контракту ИП (Исполнитель) обязуется качественно, в установленный контрактом срок и в пределах установленной Контрактом цены выполнить работы по монтажу системы видеонаблюдения в Центральном парке в поселке городского типа Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области.
Пунктом 2.5. Технического задания установлен срок выполнения работ: в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения муниципального контракта.
Согласно письменным пояснениям Заказчика оказание услуг по муниципальному контракту совпало с нерабочими праздничными днями: в мае 2021 года выходными являются дни с 1 по 3 мая в связи с празднованием Праздника Весны и Труда, а также с 8 по 10 мая в связи с празднованием Дня Победы (дни с 4 мая по 7 мая в соответствии с Указом Президента от 23.04.2021 N 242 являются нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы). Срок оказания услуг установлен до 21.05.21г. включительно. Однако, услуги в установленные сроки оказаны не были.
25.05.2021 г. Заказчиком в адрес ИП была направлена претензия по электронной почте.
30.05.2021 г. от ИП было получено уведомление N3705-1, в котором подтверждает невыполнение услуг и свое согласие по начисленному штрафу.
11.06.21г. Заказчиком в адрес Исполнителя было отправлено Требование N952 от 11.06.21г. и расчет пени согласно ст.395 ГКРФ о необходимости сдачи оказанной услуги. 16.07.21г. N1607-1 Администрация городского поселения Суходол получила по электронной почте письмо от ИП, где гарантирует выполнить работы до 31.07.21г. Однако, по состоянию на 31.07.21г. услуги оказаны не были.
31.08.21г. администрация городского поселения Суходол направило письмо N1451 о незамедлительном выполнении услуг по контракту, на что 13.09.21г. N1309-1 от ИП поступило письмо с просьбой принять работы без присутствия представителя от ИП.
Администрация городского поселения Суходол назначила дату и время приемки оказанной услуги по муниципальному контракту N0142300040821000056 176529 от 29.04.21г. и письменно уведомила ИП 18.11.21г. N1907 по электронной почте.
29.11.21г. повторно было направлено уведомление ИП о дате и времени приемки оказанной услуги.
30.11.21г. комиссия провела приемку оказанной услуги по муниципальному контракту N01423 00040821000056 176529 от 29.04.21г. и составила акт приема-передачи результата оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта, где выяснилось, что услуги не оказаны, система видеонаблюдения не установлена. 13.12.21г. было принято решение об одностороннем отказе администрации городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области от исполнения муниципального контракта N 0142300040821000056J76529 от 29.04.21г. N2043.
14.12.21г. в адрес Ип было отправлено требование об уплате штрафа в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом N 0142300040821000056J 76529 от 29.04.21г. (отчет об отслеживание отправления 44655255033323).
17.12.21г. в адрес Ип было отправлено повторное требование об уплате штрафа в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом N 0142300040821000056_176529 от 29.04.21г. (отчет об отслеживание отправления 44655255034818). Оплата штрафа в связи с неисполнением обязательств Ип по муниципальному контракту N 0142300040821000056 176529 от 29.04.21г. по настоящее время не поступила.
С учетом вышеизложенного, Администрацией в соответствии с пунктом 10.3. Контракта принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение N2043 от 13.12.21г. об одностороннем отказе администрации городского поселения Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области от исполнения муниципального контракта N 0142300040821000056-176529 от 29.04.21г. было отправлено Ип (отчет об отслеживание отправления 44655255034351).
Почтовое отправление возвращено отправителю 28.01.2022 г. ввиду неудачной попытки вручения.
Решение об одностороннем отказе размещено в ЕИС 15.12.2021 г.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 26.01.2022 г.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Исполнитель надлежащим образом уведомлен о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно представленным пояснениям Ип, работы были выполнены на 100% (установлены 12 камер видеонаблюдения из 12, телекоммуникационный шкаф, WIFI- роутер с антенной, сервер системы видеонаблюдения, монитор).
Однако добиться стабильной работы системы Исполнителю не удалось по следующим причинам: радиоэфир диапазона 2,4 МГц в местах установки камер системы видеонаблюдения загружен частными сетями, тогда как реализация технических каналов связи, в частности организация систем видеонаблюдения предпочтительно организовывается в диапазоне 5 МГц; напряжение 222 В присутствовало не на всех точках установки камер системы видеонаблюдения, в частности на столбе со стороны улицы Парковой напротив центральной дорожки парка.
Отсутствие напряжения на столбе не позволило подключить видеокамеру в систему видеонаблюдения и означало отсутствие строительной готовности объекта к работам. Также при составлении сметы заказчиком не были учтены нюансы организации питания камер системы видеонаблюдения, к примеру, не были заложены блоки питания для камер, что повело за собой задержку выполнения работ, не была учтена система стабилизации напряжения.
В пояснениях Исполнитель также указал, что в некоторых местах установки камер видеонаблюдения крышки люков на столбах в местах подключения питания отсутствовали, и в результате хулиганских действий третьих лиц три автомата из 12 периодически отключались, в результате чего камеры не работали. По этой причине у Заказчика сложилось мнение, о неработоспособности камеры.
Ип в письменных пояснениях указала, что перечисленные аспекты, каждый из которых не является чем-то критическим, а также связи с высоким процентом заболевания короновирусом COVID-19 в коллективе, в совокупности привели к существенной задержке выполнения работ и решению заказчика об одностороннем расторжении контракта.
Однако, вышеприведенные пояснения Ип не опровергают факт недобросовестного поведения Исполнителя при исполнении Контракта.
В соответствии со статьями 328 и 719 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона договора вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение Заказчиком своих обязанностей по договору препятствует исполнению договора. Однако, Ип не представлены доказательства направления в адрес Заказчика информации о возникших проблемах при исполнении работ, о невозможности продолжить выполнение работ по Контракту по независящим от Исполнителя причинам.
В рассматриваемом случае Исполнителем не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
В рассматриваемом случае Заказчик в результате действий (бездействий) Ип лишился того, на что рассчитывал при проведении электронного аукциона, а именно монтаж системы видеонаблюдения в Центральном парке в поселке городского типа Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Действуя в рамках заключения государственного контракта, Исполнитель должен учитывать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Исполнителя выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в поведении Исполнителя наличествуют признаки недобросовестности и включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением государственных заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (приложение);
2. Исключить информацию об Индивидуальном предпринимателе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 3 февраля 2022 г. N РНП-63-35
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2022