Резолютивная часть оглашена
02.02.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Самарской области" о включении сведений об ИП Форстман И.В. в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенной закупки у единственного поставщика: "Оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий зданий объектов ГУ МВД России по Самарской области" (извещение N 0842100001721000170) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Самарской области" (далее -Заказчик) о включении сведений об ИП Форстман И.В. (далее - Подрядчик, ИП) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
14.12.2021 г. между ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Самарской области" и ИП Форстман Ирина Васильевна на основании ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе был заключен государственный контракт N 21000170 на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий зданий объектов ГУ МВД России по Самарской области (далее - Контракт).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Исполнитель оказывает услуги по уборке помещений и прилегающих территорий зданий объектов ГУ МВД России по Самарской области в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), графиком оказания услуг по уборке помещений органов и подразделений МВД России по Самарской области (предоставленным Исполнителем по форме, указанной в приложении N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта.
В соответствии с пунктом 5.1 Контракта Исполнитель в срок до 20.12.2021 г., обязуется предоставить Заказчику заверенный руководителем Исполнителя список лиц, привлекаемых к оказанию услуг, в том числе уполномоченных представителей Исполнителя, с указанием паспортных данных указанных лиц и приложением копий документов, удостоверяющих личность, свидетельств о регистрации и иных документов, предусмотренных законодательством РФ для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации для проведения спецпроверки и допуска к месту оказания услуг.
Согласно пункту 5.8. Контракта Исполнитель до 20.12.2021 г. обязан предоставить графики оказания услуг по Контракту (по форме, приведенной в Приложении N 2 к Контракту) на каждый объект Заказчика. Графики утверждаются уполномоченным представителем Заказчика.
Согласно пункту 8.2 Контракта срок оказания услуг: с 01.01.2022 по 31.12.2022 г.
Исполнитель в установленный Контрактом срок не предоставил Заказчику список лиц, привлекаемых к оказанию услуг, и графики оказания услуг по Контракту на каждый объект Заказчика, в связи с чем, 21.12.2021 в адрес Исполнителя направлен запрос о предоставлении Заказчику списка лиц, привлекаемых к оказанию услуг, и графиков оказания услуг по Контракту на каждый объект Заказчика (исх. N 20/9-7752).
29.12.2021 в адрес Исполнителя Заказчиком направлено требование (претензия) о взыскании штрафа за нарушение условий по государственному контракту от 14.12.2021 N 21000170 на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий зданий объектов ГУ МВД России по Самарской области и необходимости исполнения своих обязательств по Контракту (исх. N 20/9-7909).
10.01.2022 Исполнителю направлено письмо с требованием предоставить Заказчику список лиц, привлекаемых к оказанию услуг, графики оказания услуг по Контракту на каждый объект Заказчика и незамедлительно приступить к оказанию услуг по Контракту (исх. N 20/9-3).
В нарушение условий заключенного Контракта, Исполнитель не предоставил документы, предусмотренные пунктами 5.1, 5.8 Контракта, услуги с 01.01.2022 и по настоящее время не оказываются.
Указанное свидетельствует о существенном нарушении Исполнителем своих обязательств.
Согласно пункту 12.3 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 12.3 Контракта и на основании ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе 12.2. В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
11.01.2022 г. решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения договора от 14.12.2021 исх. N 21000170 размещено в ЕИС.
Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения договора от 14.12.2021 г. исх. N 21000170 получено Исполнителем 12.01.2022 г., что подтверждает ИП в письме, поступившем в адрес Заказчика 17.01.2022 г. (исх.N93 от 17.01.2022 г.)
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 23.01.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае ИП не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения работы, предусмотренные контрактом, Подрядчиком не выполнены.
Заказчик в результате действий (бездействий) ИП Форстман И.В. лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий зданий объектов ГУ МВД России по Самарской области. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Форстман И.В. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе Форстман Ирине Васильевне (ИНН: 730202896941, ОГРНИП 320732500012852, юридический адрес: 433505, Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Западная, д.30) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Индивидуальном предпринимателе Форстман Ирине Васильевне из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение к решению Самарского УФАС России NРНП-63-41 от 02.02.2022 г.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочки в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочки в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочки в днях по II разделу |
|||
23.01.2022 |
26.01.2022 |
26.01.2022 |
0 |
26.01.2022 |
02.02.2022 |
02.02.2020 |
0 |
07.02.2022 |
02.02.2022 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 4 февраля 2022 г. N РНП-63-41
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.02.2022