Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение МКУ "Краснокамск благоустройство" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ОТЛОВ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по отлову животных без владельцев, их учету, карантинированию, умерщвлению, стерилизации, возврату и содержанию на территории краснокамского городского округа (изв. N 0856300009321000005),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856300009321000005 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по отлову животных без владельцев, их учету, карантинированию, умерщвлению, стерилизации, возврату и содержанию на территории краснокамского городского округа. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 486 600,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
19.02.2021 г. между Заказчиком и ООО "ОТЛОВ" заключен контракт N 08563000093210000050001 на оказание услуг по отлову животных без владельцев, их учету, карантинированию, умерщвлению, стерилизации, возврату и содержанию на территории краснокамского городского округа на сумму 1 486 600,00 руб. (далее - Контракт).
Однако, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, указанных в Контракте, 28.12.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать услуги по отлову животных без владельцев, их учету, карантированию, умерщвлению, стерилизации, возврату и содержанию на территории Краснокамского городского округа (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем оказываемых услуг, требования к качеству и порядку оказания услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 30.11.2021 г.
1.4. Место оказания услуг территория Краснокамского городского округа
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков;
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками оказания услуг;
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль оказания услуг, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность;
4.1.4. Требовать от Исполнителя своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в Контракте);
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы оказанных услуг;
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты услуг, не соответствующих условиям Контракта;
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.4. Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказания услуги, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в т.ч. документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом;
4.4.2. Предоставлять Заказчику по его требованию в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта;
4.4.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
4.4.4. Представить Заказчику сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения;
4.4.5. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков услуг в течение 3 дней.
4.4.6. Услуги, оказываемые в рамках настоящего контракта должны быть оказаны в соответствии с действующим законодательством.
Согласно приложению N 1 к Контракту (техническое задание):
2.1 Услуги по отлову животных без владельцев выполняется по заявке поступившей от Заказчика, о необходимости проведения отлова животных без владельцев. Информация должна содержать характеристику животного без владельца, сведения о его поведении, месте нахождения, а также данные о заявителе (ФИО), адрес места жительства физического лица либо ФИО представителя юридического лица, места нахождения юридического лица, контактный телефон и (или) адрес электронной почты.
2.3 Исполнитель должен произвести отлов в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации о необходимости проведения отлова животных без владельцев. При значительной (более 50 км) удаленности места нахождения животных без владельцев от места нахождения организации по отлову животных без владельцев, отлов животных без владельцев осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления информации о необходимости проведения отлова.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со ст. 780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Согласно ч. 1 ст. 7871 ГК РФ Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу ч. 1 ст. 782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. в случае просрочки исполнения обязательств по оказанию услуг более чем на 3 (три) календарных дня;
7.4.2. в случае нарушения сроков оказания услуг - более чем на 6 (шесть) календарных дней;
7.4.3. в случае существенного нарушения требований к качеству оказанных услуг (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков);
7.4.4. установления факта проведения ликвидации Исполнителя - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Исполнителя банкротом и открытии в отношении него конкурсного выполнения;
7.4.5. установления факта приостановления деятельности Исполнителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
7.4.6. в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 12 ст.95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 28.12.2021 г.
28.12.2021 г. - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
28.12.2021 г. - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено Подрядчику почтой России.
30.12.2021 г. - дата надлежащего уведомления в связи с тем, что Заказчиком получено подтверждение о вручении Исполнителю решение об одностороннем отказе (почтовое отправление N 61706566004391).
11.01.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В свою очередь, Комиссией установлено, что информация об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена в адрес Пермского УФАС России 19.01.2022 г., то есть позже на 5 дней.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение ч. 4 ст. 104 Закона о закупках.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что неисполнение обязательств ООО "ОТЛОВ" выразилось в том, что направленные в адрес Исполнителя заявки N 54 от 13.10.2021 г., N 55 от 18.10.2021 г., N 56 от 18.10.2021 г., N 58 от 26.10.2021 г., N 59 от 26.10.2021 г., N 60 от 11.11.2021 г., N 61 от 15.11.2021 г., N 62 от 15.11.2021 г., N 63 от 15.11.2021 г., N 64 от 16.11.2021 г., N 65 от 16.11.2021 г., N 66 от 17.11.2021 г., N 67 от 17.11.2021 г. оставлены без внимания, тем самым нарушен п. 1.3 и иные условия Контракта.
Из анализа представленных документов следует:
Согласно п. 2.3 Технического задания Исполнитель должен осуществить отлов в течение 5 дней с момента поступления заявки или в течение 10 дней при значительной удаленности места нахождения животных.
В установленный срок ООО "ОТЛОВ" не осуществило отлов животных по указанным выше заявкам.
19.11.2021 г. Заказчиком составлен акт N 8 (исх. N 01-08 от 19.11.2021 г.) о ненадлежащем исполнении Контракта, в котором были применены штрафные санкции.
08.12.2021 г. Заказчик в адрес ООО "ОТЛОВ" направил письмо (исх. N 01-08/2293 от 08.12.2021 г.), в котором просит устранить нарушения.
Вместе с тем, согласно представленной сторонами информации, Обществом выполнены и оплачены работы на сумму 1 003 057,54 руб., что свидетельствует о выполнении Исполнителем порядка 67,5 % от общего объема услуг.
Комиссия также отмечает, что ООО "ОТЛОВ" пояснения в адрес Комиссии не направляло.
Таким образом, в материалы обращения не представлено достаточных доказательств, указывающих на вину Общества.
Комиссия отмечает, что ООО "ОТЛОВ" с 2021 год заключило 8 Контрактов. Следовательно, ООО "ОТЛОВ" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Поскольку материалы обращения не содержат достаточных доказательств, указывающих на наличие в действиях Подрядчика вины, Комиссия приходит к выводу, что документы, предоставленные Заказчиком, не могут достоверно и неопровержимо свидетельствовать о неустранимости выявленных Заказчиком недостатков, следовательно, у Комиссии отсутствуют достаточные основания для признания в действиях Подрядчика наличия признаков недобросовестности.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом того, что вина Подрядчика не является доказанной, пришла к выводу о том, что сведения об Подрядчика не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ОТЛОВ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 января 2022 г. N РНП-59-035
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2022