В связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх. N 001036 от 26.01.2022 г.) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: Ремонт автомобильной дороги Р-242 Пермь - Екатеринбург на участке км 138+500 - км 145+500, Пермский край, I этап км 138+500 - км 141+000 (изв.N 0315100000321000113).
Продолжительность проверки: с 28.01.2022 г. по 31.01.2022 г.
Проверка проведена Комиссией.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: Ремонт автомобильной дороги Р-242 Пермь - Екатеринбург на участке км 138+500 - км 145+500, Пермский край, I этап км 138+500 - км 141+000 (изв.N 0315100000321000113).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0315100000321000113 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по объекту: Ремонт автомобильной дороги Р-242 Пермь - Екатеринбург на участке км 138+500 - км 145+500, Пермский край, I этап км 138+500 - км 141+000.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.12.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 58 149 234,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 25.01.2022 г.
Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно подп. "б" п. 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик наряду со стоимостными критериями устанавливает в документации о закупке характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению (далее - Приложение).
В силу п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно конкурсной документации критерии оценки установлены в главе 3, которая размещена отдельным файлом.
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), являются критерии "Качество работ" (значимость критерия - 30%), "Квалификация участников конкурса" (значимость критерия - 10 %), содержащий показатель "Деловая репутация участника закупки".
По критерию "Качество работ" оценивается следующее:
Предмет оценки - Пояснительная записка, содержащая описание организационно-технологической схемы ремонта линейного объекта в соответствии требованиями настоящего раздела, Технического задания, в том числе, при наличии проектной документации (Глава V к Конкурсной документации), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) и стоимости работ с привязкой* к объекту, а также с увязкой к технологии производства работ и со ссылкой на нормативные технические акты (Приложение N 3 к проекту государственного контракта).
*предоставить фотоматериалы начала и конца участков подлежащих ремонту, привязанного к дате и времени съемки (дата и время съемки должно быть актуальным периоду проведения закупки), пространственному расположению на местности (фиксация GPS-координат) и привязке к действующему километражу согласно дислокации дорожных знаков (схема ПОДД - является приложением к КД).
Комиссией установлено, что расчет баллов по данному критерию производится следующим образом:
1) описание оптимальной последовательности сооружения линейного объекта с увязкой к технологии производства работ, Технического задания (в том числе проектной документации при наличии), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) и стоимости работ, и с предоставлением проекта календарного графика выполнения работ и графической схемы - 40 баллов;
2) описание объемов и трудоемкости основных строительных и монтажных работ по участкам трассы с увязкой к технологии производства работ, Технического задания в том числе проектной документации при наличии), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) и стоимости работ и проектом календарного графика выполнения работ - 10 баллов;
3) обоснование потребности в материалах, которые участник намерен использовать при производстве работ с увязкой к технологии производства работ, Технического задания в том числе проектной документации при наличии), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) и стоимости работ и проектом календарного графика выполнения работ - 10 баллов;
4) обоснование потребности в основных строительных машинах и механизмах, которые участник намерен использовать при производстве работ с увязкой к технологии производства работ, Технического задания в том числе проектной документации при наличии), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) и стоимости работ и проектом календарного графика выполнения работ - 10 баллов;
5) описание транспортной схемы, которая включает в себя описание взаимодействия с планируемыми поставщика (указать с кем), способы доставки как на строительную площадку, так и к месту проведения работ - 10 баллов;
6) указание сроков доставки на строительную площадку. При этом указанные сроки должны быть увязаны с проектом календарного графика выполнения работ - 10 баллов;
7) обоснование потребности в специалистах с увязкой к технологии производства работ, Технического задания в том числе проектной документации при наличии), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) и стоимости работ и проектом календарного графика выполнения работ. При указании персональных данных специалистов - обязательное предоставление согласия на обработку персональных данных - 10 баллов.
При этом 0 баллов присваивается:
- отсутствие описания предложения о качестве выполняемых работ, в соответствии с пунктами 1-7 настоящего раздела
и/или
- противоречия между пунктами 1-7 настоящего раздела при описании;
и/или
- предоставление информации без привязки к объекту (в соответствии требованиями настоящего раздела), либо представление только скопированного технического задания;
и/или
- несоответствие нормативным документам при описании в соответствии с пунктами 1-7 настоящего раздела
и/или
- не предоставление проекта календарного графика выполнения работ и графической схемы
и/или
- ссылка в описании на недействующие нормативные технические акты
При предоставлении не полной информации при описании в соответствии с пунктами 1-7 настоящего раздела применяется понижающий коэффициент 0,2 к оценке за соответствующий раздел.
Комиссия отмечает, что в соответствии с Правилами оценки заявок, Законом о закупках Заказчик наделен правом самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.
Установленный в конкурсной документации критерий "Качество работ" и порядок оценки по данному критерию были выбраны Заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика, с учетом вида объекта закупки.
Кроме того, установленные Заказчиком, в конкурсной документации оспариваемые критерии оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, и направлены на определение победителя конкурса, наиболее соответствующего потребностям Заказчика, что свидетельствует об отсутствии нарушения положений Закона о закупках.
Вместе с тем, относительно критерия "Квалификация участников конкурса" считает нужным отметить следующее.
По показателю "Деловая репутация участников закупки" "Квалификация участников конкурса" установлен следующий порядок расчета баллов:
Предметом оценки являются копии документов, подтверждающие наличие у участника закупки сертификата с приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.03-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 17.02.2016 г. N 54-ст) применительно в виду деятельности согласно коду: ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС ред.2): 42.11. Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.
Расчет баллов по данному критерию производится следующим образом:
N п/п |
Показатели |
Количество баллов |
Значение индекса деловой репутации |
Кол-во баллов |
|
от 95 и выше |
100 |
|
от 51 до 94 |
30 |
|
50 и ниже (либо отсутствие) |
0 |
Проанализировав установленный порядок присвоения баллов по критерию "Деловая репутация участников закупки" "Квалификация участников конкурса" Комиссия отмечает, что в случае предоставления двумя потенциальным участниками закупки документов, указанных в порядке оценки по данному критерию, и при этом одним участником будут предоставлены документы, подтверждающие значение индекса деловой репутации - 95, удовлетворяющих требованиям документации, а другим - 94, то в общей оценке по данному показателю, для первого участника количество полученных баллов будет равно 100, а для второго равно 30, что более чем в 3 раза меньше. При этом фактическая разница в представленных значениях индекса деловой репутации потенциальных участников будет незначительной. Таким образом, рассматриваемая документация сформирована таким образом, что значения индекса деловой репутации имеют различный "удельный вес" в зависимости от категорий, установленных Заказчиком.
Согласно ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Проанализировав приведенный выше порядок оценки конкурсных предложений, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения ст. 8 и п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, поскольку при установлении таких условий оценки и сопоставления заявок возможно создание преимущественных условий участия определенным хозяйствующим субъектам, которые обладают достаточной деловой репутацией, а в рамках рассматриваемого конкурса будут не заинтересованы в снижении предложения в рамках стоимостного критерия. Следовательно, участники закупки поставлены в неравные условия, что противоречит требованиям Закона о закупках в части создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что установленная заказчиком шкала показателей оценки во взаимосвязи со установленным количеством баллов, устанавливающая интервалы их изменений, свидетельствует об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений, что не позволяет объективно сопоставить предложения участников Конкурса и выявить лучшее исполнения контракта.
Иного Заказчиком не доказано.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение ст. 8, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках. Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
ВЫВОД:
1. В действиях Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: Ремонт автомобильной дороги Р-242 Пермь - Екатеринбург на участке км 138+500 - км 145+500, Пермский край, I этап км 138+500 - км 141+000 (изв.N 0315100000321000113) имеется нарушение ст. 8, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
2. В целях устранения нарушений Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
3. Передать материалы настоящей проверки должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 января 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2022