Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение МКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Арояне А.М. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на ремонт автомобильной дороги по ул. Комсомольская от ул. Свердлова до ул. Ветеринарная в п. Куеда (изв. N 0156600043121000232),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600043121000232 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт автомобильной дороги по ул. Комсомольская от ул. Свердлова до ул. Ветеринарная в п. Куеда. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 447 524,96 руб.
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
02.08.2021 г. между Заказчиком и ИП Арояном А.М. заключен контракт N 0156600043121000232 на ремонт автомобильной дороги по ул. Комсомольская от ул. Свердлова до ул. Ветеринарная в п. Куеда на сумму 2 582 196,43 руб. (далее - Контракт).
Снижение НМЦК составило 25,1 %.
Однако, в связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 20.12.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить на объекте работы по ремонту автомобильной дороги поул. Комсомольская от ул. Свердлова до ул. Ветеринарная в п. Куеда (далее - работы) в сроки, предусмотренные Контрактом, и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
1.2. Объем и требования к выполняемым работам определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), локальным сметным расчетом (Приложение N2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок выполнения работ с момента подписания контракта - 01 сентября 2021 г.
1.4. Место выполнения работ РФ, Пермский край, Куединский Мо, п. Куеда, ул. Комсомольская от ул. Свердлова до ул. Ветеринарная
3.1. Приемка выполненных работ (этапа выполненных работ) производится в течение 10 календарных дня(ей) с даты предоставления Подрядчиком документа о приемке: полный комплект надлежаще оформленной исполнительной производственно-технической документации, акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета и/или счета-фактуры. По окончанию срока для приемки выполненных работ, установленного в настоящем пункте, Заказчик подписывает акт о приемке выполненных работ в течение 5 календарных дней, или в случае обнаружения недостатков выполненных работ Заказчик направляет в адрес Подрядчика мотивированный отказ от приёмки работ с указанием вида недостатков и сроков их устранения.
3.2. На все выполненные работы Заказчику для приемки выполненных работ (этапа выполненных работ) должна быть представлена исполнительная и (или) разрешительная документация в соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями Технического задания.
3.3. Непредставление исполнительной и (или) разрешительной документации дает право Заказчику не приступать к приемке выполненных работ (этапа выполненных работ) и не рассматривать представленные Подрядчиком документы, предусмотренные настоящим разделом.
3.4. При проведении приемки работ и их результатов Заказчик проверяет результаты работ по Контракту, а также представленные Подрядчиком документы и материалы с точки зрения их соответствия условиям Контракта и Технического задания (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком самостоятельно или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Удержать обеспечение исполнения контракта в случае нарушения Подрядчиком выполнения условий настоящего контракта.
4.1.3. Иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим контрактом.
4.1.4. Требовать от Подрядчика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в контракте);
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы выполненных работ (ее результата);
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты работ, не соответствующих условиям Контракта;
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу выполненных работ (ее результатов) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.1.9. Удержать обеспечение исполнения контракта в случае нарушения Подрядчиком выполнения условий настоящего контракта.
4.1.10. Иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим контрактом.
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Обеспечить выполнение работ на объекте своевременно и надлежащим образом, в соответствии с локальным сметным расчетом (приложение 2 к Контракту), Техническим заданием (приложение N1 к контракту).
4.4.2. Обеспечить соответствие выполненных работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям спецификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным действующим законодательством Российской Федерации и условиям настоящего Контракта и приложений к нему.
4.4.4. Представлять по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по настоящему Контракту, а также копии отчетных документов, разрабатываемых Подрядчиком по Контракту в том состоянии, в котором данные отчетные документы находятся на момент поступления Подрядчику запроса.
4.4.5. Обеспечить специалистов, выполняющих работы по настоящему Контракту, инструментом, расходными материалами, комплектующими и прочим имуществом и оборудованием, необходимыми для выполнения работ.
4.4.7. Обеспечить устранение за свой счет выявленных недостатков выполненных работ, непозднее 10 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления Заказчика, если более длительный срок не установлен Заказчиком в данном уведомлении.
4.4.14. Вести Общий журнал работ с начала выполнения работ до их окончания. Нести ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при выполнении работ.
4.4.20. Предъявить Заказчику и согласовать с ним до начала выполнения работ: технические характеристики используемых материалов для оценки их качества, и возможности использования; графики производства работ. Не допускается выполнение соответствующих работ без предварительного согласования с Заказчиком.
4.4.25. Исполнять полученные в ходе выполнения работ указания Заказчика, если такие указания не противоречат условиям настоящего контракта и не являются вмешательством в хозяйственную деятельность Подрядчика.
4.4.28. Назначить ответственное лицо для решения текущих вопросов по проведению работ, подписанию акта и обеспечить беспрепятственный доступ к объекту производства работ уполномоченного представителя Заказчика.
4.4.29. Направить своего представителя, уполномоченного на подписание акта по качеству работ и фактическому состоянию объекта, по требованию Заказчика для участия в проверке качества выполненных работ.
4.4.30. Участвовать во всех проверках и обследованиях, проводимых Заказчиком, контролирующими органами, а также в составлении соответствующих актов проверки, в том числе фактического выполнения работ.
4.4.31. Если в процессе выполнения работ или при приемке работ будут обнаружены некачественно выполненные работы, своими силами без увеличения стоимости и изменения сроков выполнения работ, указанных в контракте, в срок, установленный Заказчиком или уполномоченным представителем Заказчика, устранить недостатки для обеспечения надлежащего качества.
4.4.33. Предоставить Заказчику полный пакет готовой исполнительной документации в одном экземпляре на бумажном носителе и в одном экземпляре на электронном носителе в формате*.pdf, предусмотренный техническим заданием (Приложение N1 к Контракту).
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. Если в ходе исполнения Контракта информация об Подрядчике, в том числе учредителе Подрядчика, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа Подрядчика, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8.4.2. Неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации; 8.4.3. Просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
8.4.4. В случае нарушения сроков устранения нарушений, выявленных в ходе выполнения работ.
8.4.5. В случае установления недействительности обеспечения исполнения контракта, а так же в случае истечения срока действия такого обеспечения.
8.4.6. Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
20.12.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.12.2021 г. уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке направлено Подрядчику заказным письмом, а также размещено в ЕИС.
Заказчик пояснил, что решение об одностороннем отказе Подрядчиком не получено.
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о закупках информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно ч. 6 ст. 104 Закона о закупках в случае, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно представленному заявлению, Заказчик не имеет подтверждения о вручении решения об одностороннем отказе Подрядчику.
Таким образом, датой надлежащего уведомления, согласно ч. 12 ст. 95, считается - 20.01.2022 г.
31.01.2022 г. - указанное решение вступает в законную силу и контракт считается расторгнутым.
При этом, статус контракта был изменен на "Исполнение прекращено" 21.01.2022 г., то есть до даты вступления такого решения в силу.
Следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение ч. 13 ст.95 Закона о закупках.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Пермского УФАС России 21.01.2022 г.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что неисполнение обязательств ИП Арояном А.М. выразилось в следующем:
- работы выполнялись несвоевременно и ненадлежащим образом;
- не велся общий журнал работ с начала выполнения работ и до их окончания;
- не представлен документ о приемке в порядке и сроки, установленные Контрактом;
- не согласованы до начала выполнения работ технические характеристики используемых материалов для оценки их качества, и возможности использования; графики производства работ;
- не представлен полный пакет готовой исполнительной документации, предусмотренный техническим заданием;
Из анализа представленных документов следует:
03.09.2021 г. - Заказчиком составлен протокол, согласно которому работы по Контракту в полном объеме не выполнены.
05.10.2021 г. - Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо о том, что работы выполнены, также просит назначить комиссию по приемке выполненных работ.
18.10.2021 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию, в которой просит уплатить пени.
Вместе с тем, в адрес Комиссии представлен протокол N 1 лабораторных испытаний, выданный НПИЛ "Дорожные исследования" в составе кафедры АДМ ПНИПУ, в соответствии с которым: коэффициент уплотнения соответствует требованиям СП 78.13330.2012; водонасыщение
Кернов из покрытия соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013 (2009); сцепление с нижележащим слоем обеспечено.
Кроме того, Подрядчик в своих пояснения указал, что в связи с тем, что на дороге было много трещин и ям, представитель Заказчика попросил вместо выравнивающего слоя сделать фрез асфальта, чтобы дорога служила дольше. Подрядчик также пояснил, что все работы согласовывались с Заказчиком в телефонных разговорах, кроме того, со стороны Заказчика не получал претензионных писем о ненадлежащем качества работ.
В подтверждение того, что работы выполнялись, Подрядчик также направил фотографии и видео указанного участка дороги.
Подрядчик также указал, что Заказчик не предоставил журналы выполненных работ.
Комиссия отмечает, что Заказчик в адрес Комиссии не направлял доказательства того, что выполненные ИП Арояном А.М. работы были ненадлежащего качества, а также подтверждений отправки каких-либо писем с претензиями об устранении недостатков выполненных работ также не направлялись.
Кроме того, что Заказчик не оспаривает сам факт исполнения ИП Арояном А.М. взятых на себя обязательств.
Также Комиссия отмечает, что ИП Ароян А.М. с 2020 г. надлежащим образом исполнил 2 Контракта. Следовательно, ИП Ароян А.М. добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Неустранимых причин не исполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия Контракта, обстоятельства дела, а также иные представленные документы, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, пришла к выводу о том, что сведения о Предпринимателе не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку нарушение, допущенное Заказчиком, лишает ИП Арояна А.М. права на устранение нарушений условий контракта в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Арояне А.М. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушения ч. 13 ст. 95 Закона о закупках.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 января 2022 г. N РНП-59-038
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2022