Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Детское питание" (далее - заявитель, общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" (далее также заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка энтерального питания" (извещение N 0352300004121000344) (далее - аукцион, электронный аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика - "_" (доверенность от 14.01.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 423э от 19.01.2022) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 29.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0352300004121000344 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 416 058,60 руб.
20.01.2022 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано две заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 21.01.2022 в процедуре проведения аукциона приняли участие два участника закупки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителя было дословно указано: "Энтеральное питание "Стерильное, полноценное и сбалансированное энтеральное питание, жидкое, готовое к употреблению для детей до 18 месяцев или весом до 9 кг. Для зондового и перорального применения" в данной позиции "Заказчиком" указан параметр - осмоляльность, не выше 380* мОсм/кг Н20 . Данный продукт требуется к поставке готовый к употреблению, жидкий , что в сою очередь предполагает указания не "Осмоляльности" мОсм/ кг (ко-личеством растворенного вещества в килограмме растворителя) , а "Осмолярности" мОсм/л (количеством растворенного вещества в литре). Если учесть все характеристики указанные в Позиции N2 то ни один продукт имеющийся на сегодняшний день на рынке РФ в обороте не пододойдет по требованиям "Заказчика".
Позиция N3 "Специализированная, сбалансированная по всем нутриентам, готовая к использованию жидкая смесь для пациентов с сахарным диабетом или сниженной толерантностью к глюкозе" . По данным характеристикам указанным "Заказчиком" на Российском рынке нет продукта удовлетворяющего всем требованиям "Заказчика".
1."Нутриэн Диабет" 500 мл. Производство "Инфаприм" Россия - Требования "Заказчика" Осмолярность не более 240 м/Осм л. "Нутриэн Диабет" - 290 м/Осм л.
2."Нутрикомп Диабет Ликвид" 500 мл. Производитель "B Braun" Германия - Требования "Заказчика" Углеводы не более 12,0 г. "Нутрикомп Диабет Ликвид" - 12,3 г.
3. "Дибен" 500 мл. Производитель "Fresenius Kabi" - Требования "Заказчика" Осмолярность не более 240 м/Осм л. "Дибен" - 270 м/Осм л.
4. "Нутризон Диазон" 500 мл. Производитель "Нутриция" Нидерланды- Требования "Заказчика" Осмолярность не более 240 м/Осм л. "Нутризон Диазон" - 300 м/Осм л.
5. "Ресурс Диабет" 200 мл. Производитель "Нестле" Франция - Требования "Заказчика" Осмолярность не более 240 м/Осм л. "Нутризон Диазон" - 300 м/Осм л., Энергия не более 123 ккал. "Нутризон Диазон" - 160 ккал., Белки не более 6,0 г . "Нутризон Диазон"- 9,0 г.
В составе первой части заявки "Заказчик" требует предоставить показатель "Остаточный срок годности на момент поставки товара "Остаточный срок годности от срока годности установленного производителем (изготовителем) на момент поставки товара Заказчику не менее 12 месяцев". Данное требование указано для всех продуктов описанных в "Наименование и описание объекта закупки", в связи с тем, что продукты в данной категории имеют общий срок реализации 12 месяцев, указанное "Заказчиком" требование,является не объективным и излишним".
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На момент рассмотрения настоящей жалобы указанное требование действует в следующей редакции: извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Описание объекта закупки сформировано заказчиком в Приложении N 1 "Наименование и описание объекта закупки" к документации об электронном аукционе, согласно которому к поставке, в том числе требовался следующий товар:
2 |
10.86.10.940 |
Энтеральное питание |
Стерильное, полноценное и сбалансированное энтеральное питание, жидкое, готовое к употреблению для детей до 18 месяцев или весом до 9 кг. Для зондового и перорального применения. Основные характеристики продукта в 100 мл: калорийность не менее 100* ккал; белок не менее 2,5* г; жиры не менее 5,4* г; арахидоновая кислота не менее 17,7* мг; докозагексаеновая кислота не менее 17* мг; пальмитиновая кислота не менее 370* мг; углеводы не менее 10* г; лактоза не менее 5,2*г.; каротиноиды (смесь) не менее 0,04* мг; пищевые волокна не менее 0,6* г. (растворимые не менее 0,6* г); осмоляльность, не выше 380* мОсм/кг Н20. Специальный, возраст-адаптированный продукт для лечебного питания детей от 0 до 18 месяцев, жидкая смесь, асептически упакована, полностью готова к использованию, приближена по составу к грудному молоку. Пластиковая бутылка объемом не менее 125* мл. |
3 |
10.86.10.940 |
Энтеральное питание |
Специализированная, сбалансированная по всем нутриентам, готовая к использованию жидкая смесь для пациентов с сахарным диабетом или сниженной толерантностью к глюкозе. Содержание в 100 мл: энергия не более 123* ккал, белки не более 6,0* г, жиры: общее количество не более 5,5* г, в том числе Омега-3 жирные кислоты не менее 0,1* г, мононенасыщенные жирные кислоты (МНЖК) не менее 2,0* г, углеводы не более 12,0* г, в том числе медленно усваиваемые полисахариды (крахмал) не менее 11,0* г, пищевые волокна не менее 1,5* г. Витамины, минералы: наличие. Осмолярность: не более 240* мОсм/л. Объем: не менее 500* мл. |
Комиссия Омского УФАС России отмечает, что заказчиком по позиции N 2 ошибочно установлено требование к закупаемому товару, при этом вместо необходимого требования к "Осмолярности в мОсм/л", было установлено требование к "Осмоляльности в мОсм/кг".
В пояснения (вх. N 637э от 24.01.2022) заказчиком указано, что действительно при описании объекта закупки была допущена техническая ошибка, в связи с чем довод жалобы в указанной части признан обоснованным.
В части доводов заявителя по позиции N 3 о том, что на рынке Российской Федерации отсутствуют товары, которые бы соответствовали совокупности требований, установленных заказчиком, Комиссия отмечает, что надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации. Данная позиция подтверждается судебной практикой, в том числе, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16.10.2019 N Ф09-6388/19 по делу N А50-30399/2018, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.05.2018 N Ф04-6529/2018 по делу N А45-6700/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2020 N Ф08-881/2020 по делу N А32-25222/2019.
Заказчиком в материалы дела представлены документальные доказательства соответствия установленным требованиям товара только одного производителя.
Из пояснений заказчика следует, что при подготовке к осуществлению закупки им надлежащим образом не был изучен рынок энтерального питания, достоверно не установлено наличие как минимум двух производителей, товар которых соответствует вышеприведенным требованиям.
При таких обстоятельствах данный довод жалобы признан обоснованным.
В части установления заказчиком требования об остаточном сроке годности на момент поставки товара не менее 12 месяцев, Комиссия отмечает следующее.
Из содержания жалобы и пояснений заказчика следует, что максимальный срок годности энтерального питания составляет 12 месяцев, следовательно, требование о сроке годности не менее 12 месяцев на момент поставки, является заведомо неисполнимым, учитывая сроки поставки.
На основании изложенного, довод жалобы признан обоснованным.
Учитывая все указанные обстоятельства, Комиссия признала в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Детское питание" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка энтерального питания" (извещение N 0352300004121000344).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 января 2022 г. N 055/06/33-59/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2022