В соответствии с приказом Омского УФАС России от 25.01.2022 N 06 и подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее также Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576), Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 4" (далее - заказчик, учреждение, БУЗОО "ДГБ N 4") требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка материалов стоматологических" (извещение N 0352300010521000245) (далее также аукцион, электронный аукцион)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 16.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0352300010521000245 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 408 705,46 руб.
27.12.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано пять заявок, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 28.12.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие четыре участника закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 10.01.2022 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признана ИП "_" с ценой контракта 306528,96 руб.
На момент проведения проверки контракт не заключен.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
20.01.2022 Омским УФАС России было получено (вх. N 487э) обращение ООО "МЕДМАРКЕТ", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В обращении, в частности было указано, что победителем электронного аукциона предоставлена недостоверная информация о предлагаемом к поставке товаре.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании части 2 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В силу части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки)).
Частью 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки), заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Из совокупности приведенных норм следует, что единые (аукционные) комиссии заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
В силу части 1 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.
Материалами дела установлено, что описание объекта закупки по позициям N 7 и N 10 сформировано заказчиком в Приложении N 1 "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" к документации об электронном аукционе:
N п/п |
Код ОКДП |
Наименование объекта закупки |
Технические и качественные характеристики объекта закупки |
Ед.изм. |
Кол-во |
7 |
20.59.52.120 |
Гемостаб или эквивалент |
Жидкость для остановки капиллярного кровотечения,инфильтрация крови из десны в пришеечной области зуба,апикальное кровотечение. Состав: Сульфат оксикинолеина Алюминия хлорид Наполнитель Вода дистиллированная Упаковка:флакон с жидкостью не менее 13 мл |
флакон |
5 |
10 |
20.59.52.120 |
Реставрационный светоотверждаемый материал Filtek 250 или эквивалент |
Моногибридный композитный реставрационный материал широкого применения. Назначение: прямая и непрямая реставрация I-V классаво фронтальных и жевательных зубах, вкладки, накладки, виниры,сэндвич-техника, надстройка, шинирование. Характеристики: Возможность выполнения многослойных реставраций, высокая прочность, эффект хамелиона, высокая износоустойчивость, низкая усадка ,восстановление как фронтальных так и жевательных зубов. Не липнет к инструментам .Наполнитель циркониево-кремневый до 60% объема. Упаковка: Не менее 8 шприцев* (по не менее 4г) А1,А2,А3,А3,5, В3,С2,D3,UD. 1 флакон с адгезивом не более 6 мл* Не менее 25 наконечников * Не менее 1 пробный набор дисков \штрипс* Не менее 1 блокнот для замещивания * Не менее 2 держателя для кисточки * Не менее 25 кисточек* Не менее 48 ячеек для дозирования * Не менее 1 шкала оттенков* |
Упаковка не менее 8 шприцов по не менее 4г |
4 |
Материалами дела установлено, что на участие в закупке была подана заявка с идентификационным номером 111202958 (ИП "_"), содержащая предложение о поставке товара по указанным позициям со следующими характеристиками.
Технические и качественные характеристики объекта закупки |
Ед.изм. |
Кол-во |
Наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением |
Товарный знак |
Страна происхождения |
Жидкость для остановки капиллярного кровотечения, инфильтрация крови из десны в пришеечной области зуба, апикальное кровотечение.Состав: Сульфат оксикинолеина Алюминия хлорид Наполнитель Вода дистиллированная Упаковка:флакон с жидкостью 15 мл. |
флакон |
5 |
Комплект жидкостей для обработки корневых каналов зубов "ЭндоЖи" по ТУ 9391-041-45814830-2001 |
ЭндоЖи |
Российская Федерация |
Моногибридный композитный реставрационный материал широкого применения. Назначение: прямая и непрямая реставрация I-V класса во фронтальных и жевательных зубах, вкладки, накладки, виниры, сэндвич-техника, надстройка, шинирование. Характеристики: Выполнение многослойных реставраций, высокая прочность, эффект хамелиона, высокая износоустойчивость, низкая усадка, восстановление как фронтальных так и жевательных зубов. Не липнет к инструментам. Наполнитель циркониево-кремневый 60% объема. Упаковка: 12 шприцев* (по 4,5г) А1, А2, А3, А3, 5, В3, С2, D3, UD. 1 флакон с адгезивом 5 мл* 25 наконечников * 1 пробный набор дисков \штрипс* 1 блокнот для замещивания * 2 держателя для кисточки * 25 кисточек* 48 ячеек для дозирования * 1 шкала оттенков* |
Упаковка 12 шприцов по 4,5г |
4 |
Комплект пломбировочного композитного микрогибридного материала светового отверждения "ДентЛайт" по ТУ 9391-111-45814830-2007 |
ДентЛайт |
Российская Федерация |
Участник закупки с идентификационным номером заявка 111202958 был допущен к участию в электронном аукционе, заявка такого участника была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Вместе с тем материалами дела установлено, что участником закупки ИП "_" представлены недостоверные сведения об указанных товарах, а именно указано, что
1) "Комплект жидкостей для обработки корневых каналов зубов "ЭндоЖи" по ТУ 9391-041-45814830-2001" является жидкостью для остановки капиллярного кровотечения, а также, что в составе жидкости содержится сульфат оксикинолеин.
Из содержания инструкции по применению комплекта жидкостей для обработки корневых каналов зубов "ЭндоЖи" по ТУ 9391-041-45814830-2001 (версия N 9, 26.02.2020) и письма производителя (вх. N 731 от 26.01.2022) АО "ОЭЗ "ВладМиВа" следует, что данная жидкость применяется для внутриканального кровотечения, а в ее составе содержится аналогичная сульфату оксикинолена антисептическая добавка.
2) "Комплект пломбировочный композитного микрогибридного материала светового отверждения "ДентЛайт" по ТУ 9391-111-45814830-2007" содержит наполнитель циркониево-кремневый 60% объема.
Из содержания инструкции по применению комплекта пломбировочного композитного микрогибридного материала светового отверждения "ДентЛайт" по ТУ 9391-111-45814830-2007 (версия N 8, 28.04.2020) и письма производителя (вх. N 731 от 26.01.2022) АО "ОЭЗ "ВладМиВа" следует, что такой комплект содержит рентгеноконтрастный нанонаполнитель (80-85 мас.% или 62-65% объем%).
При этом заказчиком в материалы дела не представлены какие-либо доказательства того, что аукционной комиссией заказчика проводилась проверка достоверности представленных в заявке участника закупки сведений.
Пояснения, представленные заказчиком и ИП "_", приведенных обстоятельств не опровергают, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, Комиссией установлено, что заявка победителя (ИП "_") с идентификационным номером 111202958 содержала недостоверные сведения о предлагаемом к поставке товаре, вместе с тем в нарушение части 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения рассматриваемой закупки) такой участник не был отстранен аукционной комиссией от участия в электронном аукционе.
Комиссия также отмечает, что заказчиком по спорным позициям установлены требования к товару конкретного производителя (Гемостаб, Filtek 250), при этом указание слов "или эквивалент" не свидетельствует о соблюдении требования, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе. Из описания объекта закупки однозначно следует, что возможность предложения товара с отличными (аналогичными) характеристиками, соответствующими потребности заказчика, положениями документации об электронном аукционе предусмотрена не была. Участники закупки фактически могли предложить по каждой из позиций товар только одного конкретного производителя.
В этой связи в действиях заказчика также усматривается нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 4" нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 1 часть 1 статьи 33, пункт 2 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
2. Выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 4", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3. По выявленному нарушению законодательства в сфере закупок передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 января 2022 г. N 03-08/02-2022 (ключевые темы: участники закупок - контрактная система в сфере закупок - документация об электронном аукционе - товарный знак - заявка на участие в электронном аукционе)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2022