На основании требований части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения Департаментом развития новых территорий города Москвы (далее - Заказчик) законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Матюшенко,
рассмотрение проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя Департамента развития новых территорий города Москвы: О.Н. Зверевой,
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило уведомление Департамента развития новых территорий города Москвы об исполнении предписания Московского УФАС России от 24.09.2021 по делу N077/06/106-17015/2021 в рамках проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку хозяйственного инвентаря для первоначального оснащения объекта "Реконструкция существующего здания школы N 2075 со строительством пристройки на 300 мест, поселение Краснопахорское, поселок Красная Пахра" (Пристройка) (Закупка N 0173200025421000143) (далее - Аукцион).
24.09.2021 Московским УФАС России рассмотрена жалоба
ООО "БалтСоюзТрейдинг" на действия Заказчика при проведении Аукциона, по результатам рассмотрения которой в действиях Заказчика установлено нарушение п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14, п.1 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе.
Так, Комиссия Московского УФАС России в решении по делу N077/06/106-17015/2021 от 24.09.2021 указала в частности следующее:
"В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товару по п. "Лестница стремянка алюминиевая тип 1":
"Рабочая высота: от 4 до 4,5 м".
Так, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки:
"- Целая часть числа отделяется от дробной символом ".",
- В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения,
- В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
Таким образом, по мнению Заявителя, невозможно поставить товар удовлетворяющий требованиям Заказчика, поскольку фактически Заказчику требуется лестница с рабочей высотой "от 4 до 4 м" и "5 м".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы и пояснил, что требования к товарам описаны вышеуказанным образом вследствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеприведенных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к товару по п. "Диэлектрические коврики ГОСТ 4997-75": "Температура эксплуатации:
-15...+80* ?", противоречащие положениям ГОСТ 4997-75 "Ковры диэлектрические резиновые. Технические условия" (далее - ГОСТ 4997-75), поскольку в соответствии с пунктом 1.2. ГОСТ 4997-75 в зависимости от назначения и условий эксплуатации диэлектрические резиновые ковры должны изготовляться двух групп:
1-я - для работы при температуре от минус 15 до плюс 40 °С;
2-я - маслобензостойкая, для работы при температуре от минус 50 до плюс 80 °С, при этом при плюс 80 °С - не более 3000 ч.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанным доводом жалобы и пояснил, что указанные нарушения допущены вследствие технической ошибки и спорные требования представляют собой избыточное описание товара.
Более того, Комиссия Управления отмечает, что как самостоятельный факт в части параметра группы и в части параметра температуры достаточно предъявления требования о соответствии ГОСТ 4997-75 без установления вариативных значений, поскольку стандартом не предусмотрены иные группы, помимо 1 и 2, а потому предъявление требования к группе в форме альтернативы "1 или 2" не несет описания потребности Заказчика, в то время как диапазон рабочих температур прямо следует из группы. При таких данных с учетом формулировки требований Заказчика и совокупности требуемых значений, диэлектрические коврики, изготовленные по ГОСТ 4997-75, в любом случае удовлетворяют в части группы и температуры заявленным требованиям Заказчика, а потому описание таких параметров является избыточным.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеприведенного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Одновременно с этим в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Так, Комиссия Московского УФАС России в решении по делу N077/06/106- 2292/2021 от 12.02.2021 указала в частности на то, что Заказчиком в технической части аукционной документации установлены требования к товару "Доска гладильная" в противоречие с позицией КТРУ 31.09.11.190-00000011. Так, в решении определено, что характеристики "Длина шнура", "Максимальная нагрузка", установленные Заказчиком в требованиях к гладильной доске, не содержатся в описании позиции КТРУ 31.09.11.190-00000011. При этом обоснования необходимости использования дополнительных характеристик, не приведенных в КТРУ, в документации не представлено.
В рассматриваемой актуальной редакции документации Заказчиком в неизменном виде оставлены характеристики "Длина шнура", "Максимальная нагрузка", отсутствующие в описании позиции КТРУ 31.09.11.190-00000011, а также не приведено обоснование необходимости их использования".
Одновременно с этим Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание от 24.09.2021 по делу N077/06/106-17015/2021, согласно которому предписано привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 24.09.2021 по делу N 077/06/106-17015/2021 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что аукционная документация N ИД5 с изменениями размещена Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок 08.12.2021.
Так, в составе действующей редакции по п. "Лестница стремянка алюминиевая тип 1" Заказчиком установлено требование "Рабочая высота: от 3.5 до 4, 5 м", что указывает на то, что участнику по прежнему необходимо предоставить несколько значений высоты от 3.5 до 4 м и 5 м, поскольку значение 4, 5 мм разделено знаком "запятая".
При этом Заказчиком повторно предъявлены требования к температуре эксплуатации товара по п. "Диэлектрические коврики ГОСТ 4997-75", вместе с тем в составе решения по делу N077/06/106-17015/2021 от 24.09.2021 отмечено, что требования к группе и температуре эксплуатации являются избыточными, поскольку для определения соответствия товара достаточно предъявления требования к ГОСТ 4997-75 без установления вариативных значений, поскольку стандартом не предусмотрены иные группы, помимо 1 и 2, а потому предъявление требования к группе в форме альтернативы "1 или 2" не несет описания потребности Заказчика, в то время как диапазон рабочих температур прямо следует из группы.
Также Комиссией Управления установлено, что в действующей редакции аукционной документации характеристики "Длина шнура", "Максимальная нагрузка" по п. "Доска гладильная" по-прежнему содержаться в составе технического задания, а также не приведено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не приведенных в КТРУ.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что
Заказчиком не исполнено в полном объеме обязательное для исполнения Предписание Московского УФАС России об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 24.09.2021 по делу N077/06/106-17015/2021, поскольку ненадлежащим образом внесены изменения в состав технического задания.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.2 ч.2 ст.99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что на участие в аукционе было подано 4 заявки, снижение в ходе аукциона составило 27%, при этом аукционной комиссией не принималось решение о признании заявок несоответствующими по вышеуказанным позициям, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать в действиях Департамента развития новых территорий города Москвы нарушение требований п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при исполнении предписаниям Московского УФАС России в рамках проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку хозяйственного инвентаря для первоначального оснащения объекта "Реконструкция существующего здания школы N 2075 со строительством пристройки на 300 мест, поселение Краснопахорское, поселок Красная Пахра" (Пристройка) (Закупка N 0173200025421000143).
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены комиссии Н.С. Лушникова
А.А. Матюшенко
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 января 2022 г. N 077/06/106-1023/2022 (ключевые темы: исполнение предписания - антимонопольный орган - внеплановая проверка - аукционная документация - гост)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2022