Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
МГОМЗ: О.В. Трубник,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: А.А. Арзуманян,
ИП Каверина А.С.: П.А. Пулина, Е.В. Белоусовой, И.Е. Каверина,К.А. Переездчикова, А.А. Кузнецова,
рассмотрев жалобу ИП Каверина А.С. (далее - Заявитель) на действия
МГОМЗ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по откачке и вывозу фекальных отходов из автономных туалетных модулей, комнат матери и ребенка,
фекальных ям, а также по заправке водой автономных объектов в Московском государственном объединенном музее-заповеднике в 2022-2023 годах (Закупка
N 0173200001421002130) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.01.2022 N0173200001421002130-3 заявка Заявителя (идентификационный номер заявки 1697774) признана не соответствующей требованиям аукционной документации на следующем основании: "Заявка участника признана не соответствующей требованиям, установленными п. 1 ч. 6 статьи 69 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и аукционной документацией (п. 18.2 раздела III "Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Подача заявки на участие в электронном аукционе"), а именно:
-в соответствии с аукционной документацией в составе заявки должна быть представлена копия действующей лицензии Росприроднадзора с приложениями на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности, с перечнем работ: сбору отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности.
Участником в составе заявки представлена лицензия, в которой отсутствуют виды работ (услуг) по сбору отходов IV класса опасности".
Кроме того в составе жалобы Заявитель указывает, что ссылка аукционной комиссии в протоколе подведения итогов на п.1 ч.6 статьи 69 Закона о контрактной системе является недопустимой в связи с тем, что данная статья закона утратила силу с 01 января 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ. При этом заседание комиссии, голосование и принятие решения состоялось 19 января 2022 года, то есть после того, как указанная статья уже утратила свою силу.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из Единой информационной системы в сфере закупок Извещение о проведении электронного аукциона размещено 24.12.2021, т.е. до вступления изменений в законную силу, в связи с чем при рассмотрении заявок участников закупки Заказчик руководствовался положениями Закона о контрактной системе в редакции от 02.07.2021, которая в свою очередь являлась действующий на момент размещения закупочной процедуры. П.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
?Согласно п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также ?требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). Комиссией Управления установлено, что пунктом 16.1 Информационной карты аукционной документации предъявлено следующее требование к участникам закупки: "Наличие действующей лицензии Росприроднадзора с приложениями на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности, с перечнем работ: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности". Одновременно с этим, пп. 2 пункта 18.2 Информационной карты аукционной документации установлено требование о необходимости представления в составе второй части, в том числе, следующих документов: "Документы (или копии таких документов) или сведения, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе Копия действующей лицензии Росприроднадзора с приложениями на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности, с перечнем работ: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности".
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заявителем в составе заявки представлена лицензия N (67)-770002-Т от 03.02.2021 г., в которой отсутствуют виды работ (услуг) по сбору отходов IV класса опасности, что напрямую не соответствует п.16.1 и 18.2 аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представители Заявителя пояснили, что услуги оказываются с использованием специализированных автотранспортных средств (ассенизационными машинами), обеспечивающих механизированный забор, транспортировку и выгрузку жидких отходов. Для забора отходов автотранспортное средство комплектуется вакуумным насосом, основной емкостью для транспортировки отходов, что, по мнению Заявителя, указывает на то, что объектом закупки является только транспортирование отходов IV класса опасности.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сбор отходов включается в перечень осуществляемой деятельности только в том случае, если с ними в дальнейшем происходят какие-то преобразования, например, обработка, сортировка и т. д., и есть соответствующее оборудование (конвейерные ленты, станки, прессы и т.п.).
Согласно изменениям, внесенных в Федеральный закон от 31.12.2017
N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", приём отходов только в целях их дальнейшего транспортирования и передачи хозяйствующим объектам, осуществляющим деятельность по их обработке, утилизации, размещению не является сбором отходов, соответственно не лицензируется.
Таким образом, с учетом того, что в рамках указанной закупки сбор отходов IV класса опасности не осуществляется, то, по мнению Заявителя, лицензии на транспортирование отходов IV класса опасности является достаточным.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, не согласившись с выводами представителей Заявителя, представитель Заказчика пояснил, что в пунктах 3.2; 3.3; 4.6 Технического задания указаны требования к Исполнителю, а именно: "Обслуживание 3-х автономных туалетных модулей на обеспечение мероприятий (в "Шатрах") включает в себя (3 АТМ "Коломенское" - 23 месяца):
- своевременную откачку фекальных отходов по мере заполнения фекального бака (объем 3 м3) до 41,35 м3 с одной АТМ в месяц;
- проведение работ по дезинфекции бака путем заливки концентрата, обеспечивающего его дезинфекцию и исключающего неприятный запах в туалете, в зимний период заливаемый концентрат должен исключить замерзание содержимого фекального бака;
- Исполнитель один раз в месяц должен проводить промывку фекальных баков используя установку высокого давления и необходимые химикаты;
- своевременная заправка АТМ водой по мере её расходования (бак для воды имеет объем 1,5 м3) до 34,46 м3 на один АТМ в месяц.
3.1. Обслуживание 3-х комнат матери и ребенка включает в себя:
- своевременную откачку фекальных отходов по мере заполнения фекального бака (объем 1,5 м3) до 93 м3 с одной КМР в месяц;
- проведение работ по дезинфекции бака путем заливки концентрата, обеспечивающего его дезинфекцию и исключающего неприятный запах в комнате матери и ребенка, в зимний период заливаемый концентрат должен исключить замерзание содержимого фекального бака;
- Исполнитель один раз в месяц должен проводить промывку фекальных баков используя установку высокого давления и необходимые химикаты;
- своевременная заправка КМР водой по мере её расходования (бак для воды имеет объем 1 м3) до 77,5 м3 на одну КМР в месяц.
3.2. Откачка выгребных ям от объектов не обеспеченных централизованной системой слива жидких отходов.
На территории "Коломенское" расположено 4-е объекта с выгребными ямами по 5 м3 каждая, на территории "Измайлово" один объект имеет выгребную яму 6 м3. Обслуживание выгребных ям включает в себя:
- своевременную откачку фекальных отходов по мере заполнения выгребной ямы:
- "Экскурсбюро", "Конюшня", "Конюшенный двор" (5 м3) - 8 раз в месяц;
- "Измайлово" (6 м3) - 8 раз в месяц;
- "НИИ Садоводства" (5 м3) - 15 раз в месяц;
- Исполнитель один раз в год в летний период должен проводить промывку всех фекальных ям используя установку высокого давления и необходимые химикаты.
Переполнение фекальной ямы с выходом фекальных масс по причине несвоевременного реагирования на заявку, является нарушением условий контракта и является основанием для применения по отношению к Исполнителю штрафных санкций, установленных Контрактом.
Пункт 4.6 Технического задания включает требования по забору жидких отходов с территории МГОМЗ, а именно забор должен осуществляться специализированным вакуумным автомобилем для сбора транспортировки отходов (с соответствующей отметкой в паспорте транспортного средства) полной снаряженной массой не более 7 тонн, оборудованной проблесковыми маяками оранжевого цвета, экологический класс не менее евро-4 (Рекомендованное количество техники для единовременного обслуживания не менее 9 единиц).
Также в пункте 4.6 Технического задания содержатся требования к наличию выгрузки отходов из бака автотранспортного средства, производимой в точках сброса в специальных пунктах (сливных станциях), имеющих соответствующее разрешение на прием данного типа отходов. Исполнитель на момент исполнения обязательств должен иметь лицензию Росприроднадзора с приложениями на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности, с перечнем работ: сбору отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, а также действующий договор с организацией, имеющей лицензию (документ, выданный уполномоченным органом исполнительной власти, на выполнение услуги по удалению путем очистки, обезвреживанию и утилизации на очистных сооружениях отходов).
Таким образом, в техническом задании подробно указаны требования к сбору, откачке фекальных отходов, а также промывка баков накопления.
Вместе с тем Комиссия Управления также отмечает, что согласно положениям п.5.26 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" сбор отходов это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что из технического задания следует, что помимо транспортировки участник закупки также должен осуществить сбор отходов, провести работы по дезинфекции в местах, где производилась откачка отходов, что указывает на то, что участник закупки не осуществляет исключительно транспортировку отходов IV класса опасности, а непосредственно осуществляет сбор отходов с целью их дальнейшей утилизации.
Кроме того Комиссия Управления отмечает, что доводы жалобы Заявителя фактически сводятся к обжалованию положений аукционной документации.
Однако согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении аукциона дата и время окончания подачи заявок 12.01.2022 11:00, в свою очередь жалоба Заявителя поступила 24.01.2022, то есть после срока окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, обжалование положений аукционной документации возможно исключительно в судебном порядке.
В соответствии с ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1, ч.1.1, ч.2 и ч.2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у аукционной комиссии Заказчика имелись основания для признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Каверина А.С. на действия аукционной комиссии МГОМЗ необоснованной.
2. Жалобу ИП Каверина А.С. в части обжалования положений аукционной документации оставить без рассмотрения в соответствии частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
3. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии А.А. Кутейников
Н.С. Лушникова
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 января 2022 г. N 077/06/106-1218/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2022