Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ": Токаренко М.С. (по дов. N б/н от 28.12.2021),
в отсутствие представителей ООО "Телекомстройпроект+", уведомленных письмом Московского УФАС России (исх. N ЕИ/4265/22 от 27.01.2022),
рассмотрев жалобу ООО "Телекомстройпроект+" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений в ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ" и филиала "Перинатальный центр" (Закупка N 0373200063121000566) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной
антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям конкурсной документации по результатам рассмотрения и оценки вторых частей заявок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмами Московского УФАС России от 27.01.2022 NЕИ/4265/22 документы и сведения.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 25.01.2022 NППИ1 заявка ООО "Телекомстройпроект+" (идентификационный номер 5) признана несоответствующей на следующем основании: "ч.5 ст.54.7 44-ФЗ - установление недостоверности информации, предоставленной участником конкурса во 2 части заявки: Участник указывает п.10 "розетка встраиваемая, с заземление, тип 1", участник указывает: "1", что противоречит требованиям документации, согласно которой: В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - означает все значения показателя или все диапазоны значений, указанные через данный символ, союз".
П.4 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в технической части конкурсной документации установлены требования к товарам, в том числе по п.10 "Розетка. встраиваемая. с заземлением. тип 1": "Розетка: количество гнезд: 1,2 шт.".
В силу ч.2 ст.54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную ч.4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.3 ст.54.5 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что в составе первой части заявки участник закупки выразил согласие на поставку товаров на условиях,предусмотренных конкурсной документацией, а также представил сведения о предлагаемых к поставке товарах, в частности по п.10 "Розетка. встраиваемая. с заземлением. тип 1": "Розетка: количество гнезд: 1 шт.".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что заявка Заявителя не соответствует Инструкции, согласно которой участнику закупки надлежало указать по оспариваемому параметру "количество гнезд: 1,2 шт".
В силу ч.4 ст.54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
Информация о конкретных показателях товаров, соответствующих значениям, установленным конкурсной документацией, относится к ч.4 ст.54.4 Закона о контрактной системе, при этом п.2 ч.4 ст.54.7 Закона о контрактной системе указывает на возможность признания заяви участника закупки несоответствующей требованиям исключительно по причине наличия недостоверных сведений в информации, предусмотренной ч.4 ст.54.4 Закона о контрактной системе.
Таким образом, принятие решения о несоответствии заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным документацией о таком конкурсе, по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.54.7 Закона о контрактной системе, так например о несоответствии предложенных характеристик положениям инструкции по заполнению заявки, не допускается.
При этом в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 25.01.2022 NППИ1 фактически указано, что заявка Заявителя признана несоответствующей по причине наличия недостоверных сведений.
Комиссия Управления считает необходимым отметить, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности.
В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7).
Кроме того, предоставленное заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения, причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями.
Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в них сведений о наличии у розетки 1 гнезда в контексте ч. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в силу которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются) у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал. Доказательств обратного представителем Заказчика не представлено.
При этом в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П) и принципа стабильности публичных правоотношений, но также и принципов добросовестной реализации прав и законных интересов (ч. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ) для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к ней заказчику необходимо располагать письменным документальным подтверждением наличия в составе заявки такого участника недостоверной информации.
В то же время, как следует из материалов дела в настоящем случае, такого подтверждения в материалы дела представлено не было, а потому и правовых оснований к отклонению заявки участника у конкурсной комиссии Заказчика не имелось.
Согласно ч.4 ст.54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе. Таким образом, решение конкурсной комиссии Заказчика, в части признания заявки Заявителя несоответствующей по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 25.01.2022 NППИ1, является неправомерным и принято в нарушение ч.4 ст.54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Заказчиком в технической части аукционной документации предъявлены, в том числе, следующие требования к товару по п.10 "Розетка. встраиваемая. с заземлением. Тип 1": "Розетка: количество гнезд: 1,2 шт.".
Так согласно Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки, приведенной в технической части конкурсной документации (далее - Инструкция): "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - означает все значения показателя или все диапазоны значений, указанные через данные символ, союз".
Таким образом, в соответствии с положениями инструкции по заполнению первой части заявки участнику закупки надлежало представить информацию о том, что розетка одновременно обладает как 1 гнездом, так и 2мя гнездами, что очевидно для одного товара невозможно.
При этом на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данное требование относится сразу к 2ум розеткам, вместе с тем данные пояснения Комиссией Управления приняты быть не могут, поскольку вышеуказанное требование к количество гнезд установлено исключительно к одному товару по п.10, что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет указать достоверное значение характеристики в соответствии с положениями инструкции.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при описании требований к количеству гнезд розеток, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь
Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Телекомстройпроект+" на действия конкурсной комиссии ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч.4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе; в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3(трех) месяцев с даты его принятия.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены Комиссии А.А. Кутейников
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.
Тел. 8-495-784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 февраля 2022 г. N 077/06/106-1404/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.02.2022