рассмотрев материалы дела N 7-3/26 по обращению заказчика - Администрации города Хабаровска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Феликс" (ИНН 2536311869),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - Администрации города Хабаровска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Феликс" (ИНН 2536311869) (далее - ООО "Феликс"), а также о генеральном директоре и учредителе общества Ли Александре Хенчиевиче (ИНН 650106703153), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта от 21.06.2021 N0122300006121000582_64140, заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N0122300006121000582 на поставку мебели.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление N1078), Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Извещение N0122300006121000582 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 28.05.2021.
Дата начала подачи заявок - 28.05.2021.
Дата окончания подачи заявок - 07.06.2021 09:00.
Дата проведения аукциона - 09.06.2021.
Объект закупки - поставка мебели.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 180 000, 00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0122300006121000582 от 08.06.2021 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке поданы 2 заявки участников, которые признаны соответствующими требования аукционной документации и допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N01223000061210005822 от 10.06.2021 по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о признании победителем ООО "Феликс".
Частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
По результатам проведенной закупки N01223000061210005822 заказчиком 21.06.2021 заключен контракт N0122300006121000582_64140 с ООО "Феликс" (далее - Контракт).
Предмет контракта:
- Поставка мебели (далее - Товар) (п. 1.1 Контракта);
- Поставщик обязуется поставить мебель, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом (п. 1.2 Контракта).
Максимальное значение цены контракта составляет 180 000, 00 руб., сумма цен единиц Товара составляет 38 000, 00 руб., НДС не облагается (п. 2.1 Контракта).
Поставка Товара осуществляется с даты заключения контракта по 30.10.2021 по заявке Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней от даты ее подачи (п. 3.1 Контракта).
В силу п. 4.1 Контракта Поставщик обязан:
- поставить Товар в порядке, качестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, Спецификацией и Техническим заданием (п. 4.1.1 Контракта);
- обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом (п. 4.1.2 Контракта).
Согласно п. 4.3 Контракта Заказчик обязуется:
- обеспечить своевременную приемку и оплату поставленного Товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом (п. 4.3.1 Контракта);
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (п. 4.3.2 Контракта);
- в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направить Поставщику уведомление о принятом решении по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в настоящем Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Поставщику (п. 4.3.3 Контракта);
- требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с разделом VI Контракта (п. 4.3.4 Контракта).
В силу п. 11.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
29.06.2021 Заказчиком посредством электронной почты направлена Поставщику заявка на поставку мебели N1.5-41/118 (стол угловой - 2 шт.; тумба выкатная - 2 шт.; кресло офисное -2 шт.; шкаф для документов (высота 195 см) - 4 шт.; шкаф для документов (высота 42 см) - 2 шт.), срок поставки 02.07.2021. По указанной заявке, Поставщиком поставлена мебель 12.07.2021 с нарушением сроков, установленных Контрактом.
13.07.2021 Заказчиком выставлена претензия N 1.1.53-1074, согласно которой в соответствии с п. 3.1 Контракта поставка товара осуществляется по заявке Заказчика в течение трех рабочих дней с даты ее подачи. Мебель поставлена, собрана и готова к эксплуатации 12.07.2021. В соответствии с п. 6.4 Контракта по состоянию на 12.07.2021 сумма пени составляет 111, 81 руб.
08.10.2021 Заказчиком посредством электронной почты направлена Поставщику заявка на поставку мебели N1.5-41/166 (стол угловой - 8 шт.; тумба приставная - 5 шт.; тумба выкатная - 6 шт.; кресло офисное - 14 шт.). По состоянию на 15.11.2021 мебель не поставлена, Поставщик перестал выходить на связь с Заказчиком.
16.11.2021 Заказчиком составлена претензия (Акт о неоказании услуг) N1.1-63/1784, согласно которой Заказчиком 08.10.2021 направлена заявка на поставку товара, в установленный п. 3.1 Контракта срок мебель не поставлена.
07.12.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта, в связи с неосуществлением поставки товара по заявке Заказчика в соответствии с п. 3.1 Контракта.
Как установлено материалами дела, согласно п. 3.1 Контракта Поставщиком осуществляется поставка товара с даты заключения контракта по 30.10.2021. По состоянию на 15.11.2021, в нарушение требований п. 3.1 Контракта поставка товара не осуществлена. На момент принятия (на 07.12.2021) Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставка товара осуществлена частично, что подтверждается сведениями из Единой информационной системы в сфере закупок, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, составляет 60 984, 76 рублей, цена контракта 180 000, 00 рублей. Фактически заказчиком оплачено 60 872, 95 рублей.
В результате изучения материалов дела 7-3/26, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Исходя из ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 07.12.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивированное неисполнением ООО "Феликс" принятых на себя обязательств по контракту в установленные сроки (до 30.10.2021).
Данное решение Заказчиком направлено в адрес ООО "Феликс" заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор N68001764018533) от 08.12.2021. Почтовое отправление доставлено по адресу Поставщика, отправление Обществом не получено, отправленное вернулось Заказчику.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 07.12.2021.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (с даты по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятии решения заказчиком об одностороннем отказе следует считать - 07.01.2022.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта - 20.01.2022.
В соответствии с пп. "а" п. 13 Постановления N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Принимая участие в закупке, ООО "Феликс" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
На заседание Комиссии Хабаровского УФАС России представитель ООО "Феликс" не явился, письменных пояснений и доказательств невозможности исполнения условий контракта Обществом не представлено.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Феликс", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Администрацией города Хабаровска, в реестр недобросовестных поставщиков в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Феликс" (ИНН 2536311869), а также о генеральном директоре и учредителе общества Ли Александре Хенчиевиче (ИНН 650106703153), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта от 21.06.2021 N0122300006121000582_64140, заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N0122300006121000582 на поставку мебели, сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27 января 2022 г. N РНП-27-33
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2022