Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
- специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля и закупок Шендрик Е.В.,
в присутствии представителей:
- заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Камчатского края" (далее - Заказчик): Понкратовой С.В. (по доверенности от 02.02.2022 N 10), Нейштадта А.Л. (по доверенности от 02.02.2022 N 9), Концевич А.В. (по доверенности от 02.02.2022 N 8),
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Елецгеоизыскания" (далее - Заявитель): Коциенко С.Н. (по доверенности от 01.02.2022 N 3),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем открытого конкурса в электронной форме (далее - ОКЭФ) на выполнение работ по разработке проектной документации "Капитальный ремонт мостового перехода через р. Амчигача на автомобильной дороге подъезд к пристани Косоево км 1+013" (закупка N 0338200008721000051), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем ОКЭФ на выполнение работ по разработке проектной документации "Капитальный ремонт мостового перехода через р. Амчигача на автомобильной дороге подъезд к пристани Косоево км 1+013" (закупка N 0338200008721000051) (далее - Закупка). Извещение, документация о Закупке размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) 27.12.2021. Изменения извещения размещены в ЕИС 17.01.2022. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 4 682 006 рублей.
27.01.2022 в Камчатское УФАС России поступила поданная 26.01.2022 через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации о Закупке.
По мнению Заявителя:
1) Заказчик по показателю критерия оценки "опыт участника по успешному выполнению сопоставимых работ" ставит в преимущественное положение хозяйствующие субъекты, имеющие опыт выполнения (по разработке проектной документации по строительству, реконструкции и капитальному ремонту мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования) по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим аналогичный опыт по разработке проектной документации по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, мостов, путепроводов, эстакад, водопропускных труб и пр.
2) Заказчик при оценке опыта участника по успешному выполнению сопоставимых работ неправомерно установил, что в подтверждение данного опыта учитываются исключительно контракты, заключенные и исполненные в рамках Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, в письме от 02.02.2022 N 158-195 представил возражения, сообщив следующее.
Согласно СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы (далее - СП) мостовой переход - это комплекс сооружений, включающий мост, участки подходов в пойме реки, регуляционные и другие укрепления.
Поскольку сооружения "автомобильная дорога" и "мостовой переход" (включающий в себя мост) имеют резко отличающиеся конструктивные и технологические признаки, Заказчиком установлено условие опыта проектирования непосредственно "мостового перехода", а не только автомобильных дорог, что является правом Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с данным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В приложении к Правилам установлены предельные величины значимости критериев оценки, в том числе для работ, услуг:
- минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 60 %,
- максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40%.
Согласно пункту 1 Правил, они определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка", это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями данных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 (1) и 27 (4) данных Правил), в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно СП, ГОСТ 33177-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования и проведению инженерно-гидрологических изысканий мостовой переход, это комплекс сооружений, включающий в себя мост, насыпи подходов, регуляционные сооружения и укрепления.
Предметом Закупки являются работы по разработке проектной документации "Капитальный ремонт мостового перехода через р. Амчигача на автомобильной дороге подъезд к пристани Косоево км 1+013".
В пункте 13.3.1 документации о Закупке установлен нестоимостной критерий оценки заявок "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", значимость - 40% (далее - Критерий).
Согласно подпункту 13.3.1.1 документации о Закупке показателем Критерия является опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (максимальное количество баллов - 100), при этом оценивается количество исполненных контрактов (договоров) на разработку проектной документации: по строительству, реконструкции и капитальному ремонту мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования, удовлетворяющих, в том числе условию:
- предоставленные копии контрактов, включая техническое задание (задание на проектирование), заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе, с приложением положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, идентификационный номер закупки в ЕИС.
1. На заседании Комиссии установлено, что поскольку предметом Закупки являются работы по разработке проектной документации для капитального ремонта мостового перехода через реку Амчигача, то наличие у участника Закупки опыта выполнения работ именно по строительству, реконструкции и капитальному ремонту мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования носит объективный характер и направлено на определение наиболее квалифицированного подрядчика по государственному контракту в соответствии с объектом Закупки, отвечает потребностям Заказчика, заинтересованного в выполнении работ надлежащего качества.
Таким образом, установленный в документации о Закупке порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки, в части указания в документации о Закупке на то, что в качестве подтверждения опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема оцениваются исполненные контракты (договоры) на разработку проектной документации по строительству, реконструкции и капитальному ремонту мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования, не противоречит Правилам, Закону о контрактной системе.
2. Комиссия, проанализировав порядок оценки заявок, установленный в документации о Закупке, приходит к следующему выводу.
Опыт работы сопоставимого объема и характера может быть приобретен не только при исполнении контрактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе, но также по контрактам (договорам), заключенным в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", поскольку информация о таких договорах размещена в ЕИС и является прозрачной.
Заказчик доказательств того, что оценка исключительно контрактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе, для подтверждения опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, позволит выбрать наиболее квалифицированного подрядчика по государственному контракту в соответствии с объектом Закупки, не представил.
Таким образом, оценка опыта участников Закупки исключительно по контрактам, заключенным в рамках Закона о контрактной системе, не отвечает целям выявления лучших условий исполнения контракта, что противоречит пункту 1 Правил, в нарушение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной, в части довода N 2 жалобы.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ Е.В. Шендрик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 2 февраля 2022 г. N 041/06/54.3-25/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.02.2022