Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
главного государственного эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля и закупок Шендрик Е.В.,
в присутствии Дроздова М.Е. - руководителя Управления по вопросам строительства, транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества Администрации Олюторского муниципального района,
осуществив посредством видеоконференцсвязи в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), на основании обращения ООО "Волжский комбайновый завод" (далее - Заявитель) от 26.11.2021 N И-200157/620 (далее - Обращение), поступившего из прокуратуры Олюторского района, внеплановую документарную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе заказчиком - Управлением по вопросам строительства, транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества Администрации Олюторского муниципального района (далее - Заказчик) при определении поставщика путем электронного аукциона на поставку гусеничного трактора с прямым отвалом (извещение N 0138300014821000021) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением, документацией о Закупке, протоколами, составленными при определении поставщика:
1) извещение, документация о Закупке размещены в единой информационной системе - 15.11.2021;
2) способ определения поставщика - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 170 000,00 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Олюторского муниципального района;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Закупке - 23.11.2021,
6) установлено ограничение участия в Закупке: закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
7) на участие в Закупке подана единственная заявка от участника закупки, которая допущена к участию в Закупке;
8) в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 23.11.2021 электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку по окончанию срока подачи заявок подана единственная заявка ООО "Экостандарт", которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе;
9) Заказчиком с ООО "Экостандарт" заключен муниципальный контракт от 06.12.2021 N 13ЖКХ-21 (номер реестровой записи 38201001520 21 000013) по цене 5 170 000 рублей.
24.12.2021 в Камчатское УФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя:
- в документации о Закупке предусмотрена закупка бульдозера на гусеничном тракторе (код ОКПД2: 28.92.21.110); согласно протоколу рассмотрения единственной заявки планируется заключить контракт на поставку гусеничного трактора с прямым отвалом, относящегося к иному коду ОКПД2: 28.92.50,
- в документации о Закупке не установлен запрет в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение, документация об электронном аукционе должны содержать наименование и описание предмета закупки в соответствии со статьей 33 данного Закона.
В извещении, документации о Закупке указано наименование объекта закупки: приобретение гусеничного трактора с прямым отвалом.
Объект закупки отнесен Заказчиком к коду 28.92.21.110 ОКПД2: "Бульдозеры и бульдозеры с поворотным отвалом".
Коду 28.92.50.000 ОКПД2 соответствует товар "Тракторы гусеничные".
Согласно толкованиям понятий "трактор" и "бульдозер" из открытых источников информации:
трактор - самодвижущаяся (гусеничная или колесная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные или другие работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями),
бульдозер - это колесный или гусеничный трактор, в передней части которого установлен отвал в виде вертикального щита для выполнения земляных работ и горизонтального перемещения сыпучих грузов. Рабочий орган всегда располагается за пределами ходовой части машины. В целом, он представляет собой трактор на гусеничном шасси, на который установили рабочий инструмент за пределами ходовой части. Любой трактор можно превратить в бульдозер, поставив на него отвал.
Таким образом, предмет Закупки "гусеничный трактор с прямым отвалом", указанный в извещении и документации о Закупке, в большей мере соответствует коду 28.92.21.110 ОКПД2.
Следовательно, в действиях Заказчика при определении наименования объекта закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не усматривается.
2. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 616 указанные в пунктах 1 и 2 данного постановления запреты не применяются в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
- в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России).
На основании пункта 6 Постановления N 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции); подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Товар, являющийся предметом Закупки, включен в Перечень, следовательно, подпадает под действие Постановления N 616.
В извещении, документации о Закупке запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, не установлен.
При этом Заказчиком не размещено в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанного запрета.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что не обращался в Минпромторг России за разрешением на закупку происходящего из иностранного государства товара, являющегося объектом закупки.
Таким образом, Заказчик, не установив в извещении, документации о Закупке запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства, нарушил часть 3 статьи 14, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что на основании Обращения Заявителя также была проведена внеплановая проверка Министерством финансов Камчатского края.
Руководствуясь пунктом 33 Правил, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с заключением контракта по результатам Закупки.
3. Материалы дела о выявленном нарушении не передавать должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, в связи с принятием решения Минфином Камчатского края от 20.01.2022 N 1 по результатам внеплановой проверки в отношении рассматриваемой Закупки, в соответствии с которым материалы проверки будут переданы должностному лицу Минфина Камчатского края для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Председатель комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ Е.В. Шендрик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 3 февраля 2022 г. N 06/06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2022