Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 01 февраля 2022 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии после перерыва представителей:
управления здравоохранения Тамбовской области (далее - Заказчик, Управление) - Попова С.И., Анисимовой Н.В
в отсутствие представителей ООО "Герофарм" (далее - Заявитель),
на основании п. 2 ч. 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком - управлением здравоохранения Тамбовской области требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0164200003021001179 на поставку лекарственного препарата Инсулин аспарт,
УСТАНОВИЛА:
Федеральная антимонопольная служба направила в Тамбовское УФАС России обращение ООО "Герофарм" (исх. от 20.12.2021 N 28/108913/21, вх. от 21.12.2021 N 631ФАСэ) с признаками нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0164200003021001179 на поставку лекарственного препарата Инсулин аспарт.
Заявитель считает, что Заказчиком при закупке лекарственного препарата с МНН "Инсулин аспарт" при описании объекта закупки неправомерно установлено требование о наличии в лекарственном препарате вспомогательного вещества - "никотинамид", что нарушает требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик представил письменные возражения по существу обращения и указал, что спорный аукцион осуществлен Управлением на основании сводной заявки врачей-эндокринологов медицинских организаций области, осуществляющих амбулаторную медицинскую помощь детскому населению, для обеспечения 179 детей и подростков, имеющих соответствующие медицинские показания, в том числе в соответствии с назначениями федеральных клиник к применению препарата. Закупка была организована с учетом обоснования объема и характеристик требуемого для закупки препарата инсулина как для детей, находящихся на традиционной инсулинотерапии, так и для детей с установленной инсулиновой помпой, направленного в адрес Управления главным внештатным специалистом-детским эндокринологом управления здравоохранения области. Описание объекта закупки сформировано Заказчиком исходя из его нужд и потребностей, составлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога".
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев обращение ООО "Герофарм", выслушав пояснения представителей Заказчика, изучив материалы дела, аукционную документацию и проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 14.04.2021 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовал извещение о проведении электронного аукциона N 0164200003021001179 на поставку лекарственного препарата Инсулин аспарт.
Заказчик - управление здравоохранения Тамбовской области.
По итогам проведенного электронного аукциона 13.05.2021 управление здравоохранения Тамбовской области заключило контракт с ООО "ЭсБиЭс Фармаси". Исполнение контракта завершено 20.07.2021.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1);
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению (пункт 2).
Правила описания объекта закупки содержатся в статье 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не включаются требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2017 года N 1380 утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Особенности описания лекарственных препаратов).
Пунктом 5 Особенностей описания лекарственных препаратов установлено, что при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
Пунктом 6 Особенностей описания лекарственных препаратов предусмотрено, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
Заказчиком в приложении N3 к аукционной документации "Требование к товару (описание объекта закупки)" (далее - Техническое задание) установлено требование к закупаемому лекарственному препарату МНН Инсулин аспарт. В графе дополнительные характеристики Заказчиком указано следующее: "содержание в лекарственном препарате Никотинамида (Витамин В3), картриджи в шприц-ручках (или картридж с условием безвозмездной передачи совместимых устройств введения (шприц-ручек), в количестве не менее 1700 штук, по количеству пациентов, получавших указанный лекарственный препарат в 2020 году и для обеспечения которых закупается лекарственный препарат в картриджах)".
В обоснование установления дополнительной характеристики Заказчиком указано следующее: "Закупка лекарственного препарата с содержанием Никотинамида (Витамин В3), (Никотинамид в составе лекарственного препарата обеспечивает клинически значимое различие в фармакодинамике и фармакокинетике по сравнению с обычным инсулином аспарт), требуется для лечения пациентов страдающих сахарным диабетом 1-го типа и пациентов получающих помповую инсулинотерапию в рамках реализации Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (основание: постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 N1380)".
Согласно письму ФАС России от 06.11.2018 года NАЦ/89653/18 "О формировании документации на закупку инсулина" форму обоснования необходимости указания характеристик, предусмотренных подпунктами "в" - "и" пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов, заказчик вправе определить сам. Вместе с тем в рамках рассмотрения жалоб (в случае их поступления в антимонопольный орган) заказчиком должно быть представлено документальное подтверждение приведенного в документации обоснования. Например, подтверждением обоснования необходимости указания таких характеристик могут являться медицинские документы пациентов, для которых проводится закупка данных лекарственных препаратов (например, решения врачебных комиссий, эпикризы и т.д.), при условии обеспечения предусмотренного Законом о персональных данных обезличивания персональных данных пациента.
При проведении внеплановой проверки Заказчиком предоставлены документы, подтверждающие обоснование необходимости закупки лекарственного препарата МНН Инсулин аспарт с содержанием вспомогательного вещества Никотинамид, в том числе, на обозрение Комиссии Тамбовского УФАС России представлены выписки из истории болезней детей и подростков, для которых производится закупка указанного лекарственного препарата.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации дополнительных характеристик к закупаемому лекарственному препарату МНН Инсулин аспарт с обоснованием таких характеристик, не нарушают требования Закона о контрактной системе.
По итогам проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать неустановленным факт нарушения управлением здравоохранения Тамбовской области требований Закона о контрактной системе проведении электронного аукциона N 0164200003021001179 на поставку лекарственного препарата Инсулин аспарт.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Руководитель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены |
В.В. Иванов |
|
Н.Е. Козлова |
Исп. Козлова Н.Е.
тел. 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 1 февраля 2022 г. N 068/06/64-22/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2022