На основании ч.ч. 2,3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, обращения ГБУЗ "Клинцовский дом ребенка" от 30.12.2021 исх. N 83, в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 21.01.2022 N 21, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "_.."
в присутствии представителя заказчика "__." (приказ 515р от 26.05.2009), осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком ГБУЗ "Клинцовский дом ребенка" требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупок у единственного подрядчика на капитальный ремонт системы видеонаблюдения ГБУЗ "Клинцовский дом ребенка" и капитальный ремонт фасада здания ГБУЗ "Клинцовский дом ребенка", установила:
02.11.2021 между ГБУЗ "Клинцовский дом ребенка" и ООО"Тик-Строй" заключен государственный контракт N0127200000221005194 на капитальный ремонт фасада здания ГБУЗ "Клинцовский дом ребенка" в порядке п. 5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сумму 3 446 703,80 руб., источник финансирования -бюджет Брянской области.
02.11.2021 между ГБУЗ "Клинцовский дом ребенка" и ООО "Мобиль Связь" заключен контракт N 74 на капитальный ремонт системы видеонаблюдения ГБУЗ "Клинцовский дом ребенка" на сумму 449 905,20 руб., источник финансирования -бюджет Брянской области в порядке п. 4 ч.1 ст. 93 закона о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что вышеуказанные контракты заключены заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, в редакции, действующей на момент осуществления закупки, поскольку:
1) Заказчиком ГБУЗ "Клинцовский дом ребенка" определен способ закупки у единственного подрядчика на капитальный ремонт объекта капитального строительства с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В силу ст. 1, 6, 8 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержит выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Как следует из преамбулы заключенного государственного контракта N0127200000221005194 на капитальный ремонт фасада здания ГБУЗ "Клинцовский дом ребенка", контракт заключен в порядке п. 5 ч.1 ст. 93 закона о контрактной системе.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей;
Таким образом в порядке п. 5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться только заказчиками, поименованными в указанной норме и, на сумму не превышающую шестисот тысяч рублей либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме (на сумму, не превышающую трех миллионов рублей).
Учитывая сумму заключенного контракта 3 446 703,80 рублей, закупка на капитальный ремонт фасада здания должна осуществляться конкурентным способом- электронным аукционом или конкурсом.
При этом инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что работы по капитальному ремонту фасада здания ГБУЗ "Клинцовский дом ребенка" и работы по капитальному ремонту системы видеонаблюдения образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную заказчиком двумя контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных п.п.4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Предметом контрактов является единый процесс- работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые функционально и технологически связаны друг с другом, имеют единое место выполнения работ, имеют единую дату заключения, единую дату составления документов о приемке работ от 14.12.2022.
Так, согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ к капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) относятся: замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
В силу п. 21 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения определяется как одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
В соответствии с п. 3.8 ГОСТ Р 53195.1-2008 "Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения" к инженерным системам здания или сооружения относятся в т.ч. системы обеспечения безопасности (система пожарной сигнализации, охранной сигнализации, система пожаротушения, дымоудаления, тревожного оповещения, контроля и управления доступом и др.). Система видеонаблюдения - это система, которая обеспечивает безопасность здания или сооружения, что свидетельствует о ее соответствии определению инженерной системы.
Таким образом, в данном случае объектами закупок являются работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства и заказчику надлежало их осуществить в рамках единого электронного аукциона или конкурса.
На основании вышеизложенного установлено нарушение положений ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, выразившееся в принятии заказчиком решения о способе определения подрядчика на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части не проведения конкурентной процедуры.
Ответственность за указанное правонарушение установлено ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ.
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Признать в действиях заказчика ГБУЗ "Клинцовский дом ребенка" нарушение ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе.
2. Поскольку контракт по итогам рассматриваемой закупки заключен и исполнен, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе Российской Федерации не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции "__."
Члены инспекции
"__"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 3 февраля 2022 г. N 032/06/24-25/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2022