Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии Управления,
- <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
- <_> - специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
без участия подателя жалобы - общества с ограниченной ответственностью "Рудез" представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
со стороны государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова":
- <_> - представителя по доверенности от 28.04.2021 N16,
- <_> - представителя по доверенности от 14.09.2021 N33,
- <_> - представителя по доверенности от 26.01.2022 N4,
- <_> - представителя по доверенности от 26.01.2022 N5,
со стороны уполномоченного органа - Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области: <_> - представителя по доверенности от 10.01.2022 N 2,
рассмотрев жалобу ООО "Рудез" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Поставка дезинфицирующих средств в 2022 году" (извещение N 0155200000921000171 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 27.12.2021), проводимого уполномоченным органом - Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика - ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова", руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, в редакции, действовавшей на дату размещения извещения о закупке), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
21 января 2022 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "Рудез" на положения документации при проведении уполномоченным органом - Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика - ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова" аукциона в электронной форме "Поставка дезинфицирующих средств в 2022 году" (извещение N 0155200000921000171 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 27.12.2021).
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 28.01.2022 в 10 часов 30 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, установленные в документации об электронном аукционе требования к объекту закупки, в частности в пункте 6 Технического задания, ограничивает количество участников закупки, поскольку требования, установленные к действующему веществу дезинфицирующего средства, противоречат установленным заказчиком техническим характеристикам закупаемого средства.
На заседании Комиссии Управления представители государственного заказчика поддержали позицию, изложенную в отзыве на жалобу от 27.01.2022 N 197, в соответствии с которым просили в удовлетворении заявленных в жалобе требований отказать.
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 27.01.2022 N 18/4/320, на основании изложенного просила в удовлетворении заявленных в жалобе требований отказать.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
27.12.2021 уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru для нужд заказчика - ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова" опубликовано извещение N 0155200000921000171, а также документация об электронном аукционе "Поставка дезинфицирующих средств в 2022 году".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 589 980,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 27.12.2021 17:12 (МСК).
Дата и время окончания подачи заявок - 01.02.2022 09:00 (МСК).
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 02.02.2022.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 03.02.2022 13:20.
Идентификационный код закупки: 212583601173458360100101650022020244.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Согласно положениям статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Во исполнение указанных норм заказчиком установлены характеристики товара, подлежащего поставке в рамках проводимой закупки (Приложение N 1 к Информационной карте).
Пунктом 6 Технического задания установлены, в том числе следующие характеристики подлежащего поставке товара:
6 |
Средство дезинфицирующее |
Форма выпуска |
жидкость |
Жидкое дезинфицирующее средство (концентрат), содержащий в качестве действующего вещества N, N-бис-(3-аминопропил) додециламин не более 8%. предназначенное для в лечебно-профилактических организациях любого профиля и учреждениях. рН средства не более 3,0 ед. В составе средства не присутствуют дополнительные активные ингредиенты (спирты, НУК, производные ЧАС, гуанидина, амина, фенола). Средство обладает бактерицидными (в т.ч. возбудители внутрибольничных, анаэробных инфекций, легионеллеза), туберкулоцидными (тестировано на М. terrae), спороцидными, вирулицидными (в отношении всех вирусов-патогенов человека, в том числе вирусов энтеральных и парентеральных гепатитов (в т.ч. гепатита А, В и С), ВИЧ, полиомиелита, аденовирусов и др.), фунгицидными (в отношении грибов родов Candida, Trichophyton, Aspergillus) антимикробными, хорошими моющими и дезодорирующим свойствами, не фиксирует органические загрязнения, повреждать обрабатываемые поверхности. Рабочие растворы не оказывают кожно-резорбтивного и сенсибилизирующего действия, обработка поверхностей может проводиться в присутствии пациентов без использования средств индивидуальной защиты. Средство используется для дезинфекции и ПСО (в т.ч. совмещенные в один процесс) ИМН (в т.ч. эндоскопов), стоматологических материалов (оттисков из альгинатных, силиконовых материалов, полиэфирной смолы, зубопротезных заготовок из металлов, керамики, пластмасс и других материалов, стерилизации ИМН (в т.ч. эндоскопы), ДВУэндоскопов, дезинфекции и мытья помещений, различного медоборудования (в т.ч. наркозно-дыхательной аппаратуры, анестезиологического оборудования, слюноотсасывающих систем, кувезов), генеральных уборок, обеззараживания воздуха, систем вентиляции, кондиционирования (в т.ч. против возбудителей легионеллеза), обеззараживания медицинских отходов, дезинфекции санитарного транспорта и транспорта для перевозки пищевых продуктов, для борьбы с плесневыми грибками. Выход рабочего раствора из 1л средства должен составлять: -для дезинфекции поверхностей против возбудителей легионеллеза не менее 200л при экспозиции не более 60 мин, -для генеральных уборок в соматических отделениях ЛПУ не менее 200л при экспозиции не более 60 минут, -для генеральных уборок в хирургических отделениях не менее 100л при экспозиции не более 60 минут, -для дезинфекции ИМН не менее 100л при экспозиции не более 60 мин, -для ПСО ИМН механизированным способом не менее 200л при экспозиции не более 5 мин. Время проведения ДВУ эндоскопов не более 15 мин, стерилизации ИМН не более 30 мин. Упаковка: полимерные емкости не менее 1л. Срок годности рабочих растворов не менее 5 суток. Срок годности средства в упаковке производителя не менее 2 лет. Средство соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), ГОСТ 12.1.007-76 (п.п. 1.2). |
Как следует из жалобы, амины - это органические соединения, являющиеся производными аммиака, в молекуле которого несколько атомов водорода замещены на углеводородные радикалы. По числу замещённых атомов водорода различают соответственно первичные (замещён один атом водорода), вторичные (замещены два атома из трёх) и третичные амины (замещены все три атома). Выделяют также четвертичные аммониевые соединения вида R4N+X-[1].
По характеру органической группы, связанной с азотом, различают алифатические, ароматические и жирно-ароматические (содержат ароматический и алифатический радикалы) амины. Ароматические амины называют анилинами. По числу NH2-групп в молекуле амины делят на моноамины, диамины, триамины либо полиамины.
Химическое соединение N, N-бис(3-аминопропил) - додециламин - это триамин с двумя аминопропилами и одной алкильной цепочкой длиной, в-основном, C (98%), также C
(1%) и C
(1%).
Таким образом, 3-аминопропил является производным амина. И, соответственно, установленное заказчиком требование о том, что средство должно содержать 3-аминопропил не более 8%, но при этом не должны присутствовать производные амина - заведомо невыполнимо.
При рассмотрении жалобы представитель заказчика указала, что в пункте 6 Технического задания действительно в качестве действующего вещества (N, N-бис-(3-аминопропил) додециламин не более 8%) указан третичный амин, вместе с тем само по себе дезинфицирующее средство не должно содержать иных дополнительных производных амина (активные вещества), т.е. композиционные средства. Именно это имелось ввиду заказчиком при составлении Технического задания.
Согласно Санитарным правилам и нормам СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" в медицинских учреждениях должны быть средства различного химического состава и назначения в соответствии с расчетной потребностью. При этом в целях предупреждения и своевременного выявления резистентных к дезинфицирующим средствам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости эпидемиологически значимых штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам.
По результатом исследования медицинское учреждение принимают решение о необходимости ротации дезинфицирующего средства, т.е. последовательная замена дезинфицирующего агента из одной химической группы на дезинфицирующее вещество из другой химической группы, после предварительной оценки чувствительности госпитального штамма к вновь выбранному дезинфицирующему средству.
В соответствии с требованиями СанПиН 3.3686-21 заказчиком проводится мониторинг чувствительности (устойчивости) дезинфектантов к микроорганизмам (образцы результатов исследований представлены в материалы по жалобе), в связи с чем заказчиком закупаются дезинфицирующие средства различных химических групп, в том числе композиционные дезинфицирующие средства.
Также указала, что под установленные в обжалуемом пункте Технического задания требования к товару подходит товар минимум двух производителей, что опровергает довод заявителя о том, что описание объекта закупки носит противоречивый характер. При этом у заказчика имеются коммерческие предложения на поставку дезинфицирующих средств, соответствующих требованиям, указанным в техническом задании.
В соответствии с положениями статьи 13 Закона о контрактной системе целью осуществления закупки является удовлетворение потребностей заказчика.
Потребности заказчика, установившего в документации об аукционе требования к характеристикам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу специфики своей деятельности, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам приобретаемых товаров заказчик учитывает необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимыми дезинфицирующими средствами для оказания обеспечения безопасности пациентов и персонала, т.е. профилактика инфекций, связанная с оказанием медицинской помощи.
Из положений Закона о контрактной системе следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Федеральным законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимым для заказчика, требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Комиссия Управления отмечает, что частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод заявителя о том, что заказчиком в нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки установлены требования, ограничивающие число участников закупки.
При указанных выше обстоятельствах, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заказчика, уполномоченного органа, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Рудез" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Поставка дезинфицирующих средств в 2022 году" (извещение N 0155200000921000171 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 27.12.2021), проводимого уполномоченным органом - Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика - ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова", необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 28 января 2022 г. N 058/06/106-85/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2022