Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - старшего государственного инспектора, |
|
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей уполномоченного органа МКУ "Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани" - Миниханова Д.Р. (доверенность от 06.10.2021 г. Nб/н), заказчика МКУ "Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Симкачева Д.А. (доверенность от 28.02.2022 г. N2), заявителя ООО "А+С Транспроект" - Малькова П.А. (доверенность от 28.01.1011 г. Nб/н), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "А+С Транспроект" (вх. N861/ж от 25.01.2022 г.) на действия уполномоченного органа МКУ "Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани", заказчика МКУ "Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" при проведении закупки N0811300008321001127 на предмет: "Выполнение научно-исследовательской работы "Разработка проекта оптимизации маршрутной сети пассажирского транспорта города Казани",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0811300008321001127 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 30.12.2021 г.
Уполномоченный орган - МКУ "Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани".
Заказчик - МКУ "Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 000 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, в действиях уполномоченного органа, заказчика при проведении закупки содержатся нарушения норм действующего законодательства, а именно установлены ненадлежащие нестоимостные критерии оценки заявок участников.
Уполномоченный орган, заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласились, представили устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия уполномоченного органа, заказчика, позиции уполномоченного органа, заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя об установлении непропорциональной шкалы оценки по показателю "Количество исполненных за период 2013 - 2022 гг. (включительно) контрактов (договоров)" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки".
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Приложением N4 к документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости таких критериев, порядок расчёта рейтинга заявки на основании указанных критериев.
С целью выявления победителя конкурса (лучших условий исполнения контракта) конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок участников конкурса по следующим критериям:
N п/п |
Критерии |
Порядок оценки |
Величина значимости критерия, % |
Коэффициент значимости критерия |
1 |
Цена контракта |
Смотреть раздел 1 |
20% |
0,2 |
2 |
Квалификация участников закупки |
Смотреть раздел 2 и таблицу N2 |
80% |
0,8 |
Разделом 2 приложения N4 к конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки"
В конкурсной документации заказчиком установлены шкалы оценки по каждому показателю критерия "Квалификация участников закупки", в том числе по показателю "Количество исполненных за период 2013 - 2022 гг. (включительно) контрактов (договоров)":
N п/п |
Показатели критерия "Квалификация участников закупки" |
Шкала оценки |
Баллы |
Величина значимости показателя критерия, % |
Коэффициент значимости показателя критерия |
Подтверждающие документы |
2.3 |
Количество исполненных за период 2013 - 2022 гг. (включительно) контрактов (договоров) на выполнение работ по темам: - разработка или оптимизация маршрутной сети городского пассажирского транспорта; - разработка программ развития городского пассажирского транспорта; - разработка комплексных схем организации дорожного движения; - разработка программ комплексного развития транспортной инфраструктуры; разработка стратегических мастер-планов при проведении чемпионатов мира, олимпиад, универсиад; - исследования и разработки в сфере транспортного обслуживания маломобильных групп населения; - расчеты тарифов на перевозки пассажиров и багажа; - исследования в сфере обновления парка транспортных средств; - разработка предложений по безопасности автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; - оценка выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов от автомобильного транспорта. При этом стоимость каждого контракта (договора) должна составлять не менее 5% НМЦК данного конкурса. |
Отсутствие опыта выполнения работ или отсутствие подтверждающих документов |
0 баллов |
50% |
0,5 |
- копии исполненных контрактов (договоров), включая все листы и приложения к ним; - копии актов выполненных работ по этим контрактам (договорам). |
Наличие от 1 до 8 (включительно) контрактов (договоров) |
25 баллов |
|||||
Наличие от 9 до 16 (включительно) контрактов (договоров) |
50 баллов |
|||||
Наличие от 17 до 24 (включительно) контрактов (договоров) |
75 баллов |
|||||
Наличие 25 и более контрактов (договоров) |
100 баллов |
Согласно доводам заявителя, в случае предоставления двумя потенциальным участниками конкурсных предложений, согласно условиям рассматриваемой конкурсной документации, при этом одно из которых будет содержать 25 контрактов, удовлетворяющих требованиям документации, а другое - 24, то удельный вес одного контракта, в общей оценке по данному показателю, для первого участника будет равен 4, а для второго ~ 3,1. При этом фактически, разрыв между предложениями участников, рассматривая абсолютные значения количества представленных контрактов, будет незначительным.
В действиях заказчика содержаться нарушения статьи 8 Закона о контрактной системе, поскольку при установлении таких условий оценки и сопоставления заявок возможно создание преимущественных условий участия определенным хозяйствующим субъектам, которые обладают достаточным опытом и деловой репутацией, а в рамках рассматриваемого конкурса будут не заинтересованы в снижении предложения в рамках стоимостного критерия.
Согласно пояснениям заказчика, шкала оценки по показателю "Количество исполненных за период 2013 - 2022 гг_" является пропорциональной. Так за отсутствие опыта участник получает 0 баллов, а за каждые последующие 8 прибавляется по 25 баллов. Более того, шкала предусматривает не мало (а именно 5 разбиений), что дает возможность наиболее точно определить рейтинг участников. Также заказчиком определен достаточно большой период исполненных контрактов, 2013 - 2022 гг. В данном случае признаки ограничения количества участников или предоставления преимущества только определенным субъектам в действиях заказчика отсутствуют. Более того, заказчик при установлении критериев и показателей исходил из принципов охвата наиболее широкого круга участников.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять исключительно на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.
Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.
Заказчиком в рассматриваемом случае принимаются в качестве подтверждения опыта выполнения работ исполненные контракты (договора) за период 2013 - 2022 гг. Также установлена шкала оценки, в соответствии с которой за отсутствие опыта выполнения работ или отсутствие подтверждающих документов присваивается 0 баллов, наличие от 1 до 8 (включительно) контрактов (договоров) - 25 баллов, наличие от 9 до 16 (включительно) контрактов (договоров) - 50 баллов, наличие от 17 до 24 (включительно) контрактов (договоров) - 75 баллов, наличие 25 и более контрактов (договоров) - 100 баллов.
Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленная заказчиком шкала оценки по нестоимостному критерий не выходит за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок и применяется ко всем участникам в равной степени.
Кроме того, установленный заказчиком показатель "Количество исполненных за период 2013 - 2022 гг. (включительно) контрактов (договоров)_" не является единственным показателем по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки".
Из чего следует, что оценка заявок будет проводиться из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в конкурсной документации.
Заявителем на заседании Комиссии не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов, а также факт ограничения со стороны заказчика конкуренции при установлении обжалуемой шкалы оценки заявок.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
2. Относительно довода заявителя об установлении ненадлежащего показателя "Количество исполненных за период 2013 - 2022 гг. (включительно) контрактов (договоров)" по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки" в части необходимости предоставления всех приложений к исполненным контрактам (договорам).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В конкурсной документации заказчиком установлено требование о предоставлении следующих подтверждающих документов, в качестве подтверждения опыта выполнения работ в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" по показателю "Количество исполненных за период 2013 - 2022 гг. (включительно) контрактов (договоров)":
- копии исполненных контрактов (договоров), включая все листы и приложения к ним;
- копии актов выполненных работ по этим контрактам (договорам).
Согласно доводам заявителя, предоставление участником закупки в составе заявки на участие в закупке контракта (договора) без приложения к нему дополнительных соглашений, образцов актов приемки выполненных работ, проектной документации и так далее не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ.
Согласно пояснениям заказчика, в виду того, что согласно показателю подсчету подлежат лишь исполненные контракты (договоры), для оценки заявок участников могут пригодиться в том числе "_все листы и приложения к контракту (договору)". Так как в ином случае, не всегда возможно определить факт исполнения контракта (договора). Документом в соответствии с законодательством РФ считается весь документ целиком, с учетом его приложений и всех листов. Данная формулировка была указана заказчиком, чтобы участники обратили внимание и не забывали, что к контрактам (договорам) могут иметься приложения, которые необходимы для установления факта исполнения контракта.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, не допускается установление порядка оценки, приводящего к необоснованному созданию преимуществ отдельным участникам закупки.
При этом о наличии лучших условий исполнения контракта, заключаемого по результатам соответствующей закупки, свидетельствует квалификация участника, то есть опыт конкретного юридического лица на соответствующем рынке, его поведение в сфере общественно-экономического оборота, длительность осуществления хозяйственной деятельности.
При этом ФАС России в Письме от 08.12.2021 N МШ/105064/21 обращает внимание, что такие документы, например, как график выполнения работ, проектная документация - не являются подтверждением исполнения участником закупки контракта (договора), а непредоставление в составе заявки на участие в закупке указанных документов не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта.
Учитывая вышеизложенное, заказчик, указав в требовании о предоставлении подтверждающих документов не только копий исполненных контрактов (договоров), а также и всех приложений к ним (без конкретизации о необходимости предоставления дополнительных соглашений к контрактам) накладывает на потенциальных участников закупки дополнительные обязательства при подготовки заявки на участие в закупке. Представление участником закупки в составе заявки на участие в закупке контракта (договора) без приложений (образцов актов приемки выполненных работ, технического задания, смет, проектной документации и иных документов) к нему не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ.
Отсутствие в составе заявки на участие в закупке приложений к копии исполненного контракта (договора) не может являться причиной для не учета представленного контракта и присвоения участнику 0 баллов.
Установление указанного требования может поставить участников в неравное положение и привести к созданию преимущественных условий при оценке заявок конкретному хозяйствующему субъекту.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя, а также необходимости выдачи предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства.
Заказчиком нарушены требования статей 6, 8 Закона о контрактной системе, пункта 27 Правил.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "А+С Транспроект" (вх. N861/ж от 25.01.2022 г.) на действия уполномоченного органа МКУ "Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани", заказчика МКУ "Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" при проведении закупки N0811300008321001127 на предмет: "Выполнение научно-исследовательской работы "Разработка проекта оптимизации маршрутной сети пассажирского транспорта города Казани" обоснованной частично по второму доводу.
2. Признать в действиях заказчика МКУ "Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" нарушения требований статей 6, 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии |
В.Р. Амирова |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
Л.А. Акперова |
Исп.: Акперова Лейла Азадовна, Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 31 января 2021 г. N 016/06/54.3-173/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2022