Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика:
от Уполномоченного органа:
от Заявителя:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 02.07.2021 г.) (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 753 от 25.01.2022) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.12.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 367 888,75 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает аукционную документацию.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Кроме того, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает аукционную документацию в части неправомерно выбранного Заказчиком кода ОКПД2 для товаров, необходимых к поставке, неправомерного неприменения Заказчиком кода из КТРУ для поставляемых товаров.
По доводам жалобы Заказчиком было пояснено следующее.
По доводу N1 жалобы Заказчик пояснил, что в соответствии с изменениями 33/2018 ОКПД2, утв. Приказом Росстандарта от 29.12.2018 N 1190-ст, код ОКПД2 32.50.50.000 (который включен в код KTPУ 32.50.50.000-000011127) с 1 января 2021 г. исключен. Кроме того, если бы Заказчик проигнорировал требования изменений 33/2018 ОКПД2, программа АИС ГЗ ЛО, в которой работают Заказчики Ленинградской области, технически не позволяла бы зарегистрировать заключенный контракт по итогам конкурентной процедуры по включенному коду OKПД2 32.50.50.000. Таким образом, код KTPУ (включающий код OКПД2 32.50.50.000) в данной закупке не мог быть применен.
Представитель Заказчика также пояснил, что описание объекта закупки сформировано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), документация о закупке содержит все исчерпывающие требования к товарам в соответствии с потребностями Заказчиков. Требование к показателю товара "Количество в упаковке" по каждой позиции является изменяемой характеристикой, а все изменяемые характеристики указаны в описании объекта закупки, а не в проектах контрактов, как полагает Заявитель. В проект контракта значения данного параметра будут внесены при заключении в соответствии с данными первой части заявки участника, признанного победителем совместного аукциона.
Представитель Заказчика пояснил, что наименованию "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА" в KTPУ соответствуют 42 записи, однако, Заявитель приводит доводы о несоответствии требований к характеристикам объекта закупки только одной записи KTPУ (позиция N1 соответствует записи KTPУ N32.50.50.000-00001127).
По доводу N 2 жалобы Заказчик пояснил следующее.
В соответствии с пунктом 6 Правил, в связи с предоставлением дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчиками включены в описание товара обоснование необходимости использования такой информацию. То есть, требование к нижней границе является дополнительной характеристикой с указанием обоснования такого требования, а верхняя граница - в соответствии с KTPУ. В конкретном случае они не являются взаимоисключающими.
По доводу N 3 жалобы Заказчик пояснил.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимально поставляемых обязательную долю закупок российских товаров в том числе товаров, при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при применении перечня отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия. Данный перечень содержит код 32.50.13.190 "инструменты вспомогательные", в связи с чем Заказчиками были отнесены держатели пробирки для забора крови, одноразового использования к вышеуказанному перечню в целях соблюдения национального режима. Однако, описание объекта закупки сформировано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По мнению Заказчика, документация о закупке содержит все исчерпывающие требования к товарам в соответствии с потребностями Заказчиков.
По доводу N 4 жалобы Заказчик пояснил.
В закупке использованы коды ОКПД2 в соответствии с перечнем отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102. В закупке не использован код 32.50.50, который попадает под действие Постановления правительства N 341.
По доводу N 5 жалобы Заказчиком было пояснено.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указанное в пункте 1 требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий". Правильное использование вакуумных пробирок для взятия венозной крови невозможно без иглодержателей, что подтверждается инструкциями большого числа производителей.
По доводу N 6 жалобы из возражений Заказчика следует.
Положения ст. 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Кроме того, Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность Заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за Заказчиком.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по формированию документации электронного аукциона путем такого описания объекта закупки, которое при условии соблюдения вышеприведенных требований будет отражать условия, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности, повлиявшие не формирование предмета закупки.
Заказчиком объединена в один лот закупка однотипного товара, имеющего одно функциональное назначение - взятие венозной крови для проведения лабораторных анализов. Техническое задание составлено на основании потребностей заказчиков. Заявитель не предоставил доказательств невозможности закупки товара, что может привести к ограничению конкуренции.
По доводу N 7 жалобы Заказчик пояснил, что на текущий момент на рынке представлено более 30 производителей компонентов систем вакуумного забора крови, в том числе российских (пробирок, игл и держателей), и постоянно появляются новые производители. У заказчиков имеется остаток товаров на складах, поставленных по результатам предыдущих открытых аукционов, и Заказчики не могут знать, товары каких производителей будут им поставлены, поэтому установлено требование совместимости.
По доводу N 8 Заказчик пояснил, что вправе установить необходимый ему срок годности в соответствии со своей спецификой и источниками финансирования.
Контракт на поставку товара заключается на период 2022-2023 годы, поэтому установленные требования по сроку годности не являются избыточными, и, по мнению Заказчика, не ведут к ограничению конкуренции.
Уменьшение остаточного срока годности поставляемого товара приводит к дополнительной нагрузке на лечебные учреждения в части контроля и учёта медицинских товаров на складе, либо необходимостью чаще заказывать товар с более коротким сроком годности, а соответственно организовать комиссии по приёмке, контролю документов и оплат.
Заявителем ни в жалобе, ни на заседании Комиссии в материалы дела не представлено доказательств, обосновывающих изложенные в жалобе доводы или опровержения доводов представителя Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии подтверждения обоснованности доводов Заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медальянс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 января 2022 г. N 047/06/64-185/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2022