Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрации муниципального образования "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "МИРНЫЙ-55", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 808 от 25.01.2022) на действия субъекта контроля при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплекса кадастровых работ и проведение инженерно-геодезических изысканий на территории МО "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 24.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 390 000,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, Постановление Правительства РФ N 1085).
В соответствии с пунктом 3 Правил "Оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией установлено, что Заказчиком в рамках критерия "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки) установлен следующий порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме:
"Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
С целью оценки заявок на участие в открытом конкурсе устанавливается значимость критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в размере 40%.
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующих показателей:
N п/п |
Показатели критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Значимость показателя |
Максимальное количественное значение (в баллах) |
1 |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании |
30% |
12 |
2 |
Квалификация участника закупки, выраженная в количестве трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ |
30% |
12 |
3 |
Деловая репутация участника закупки |
40% |
16 |
Показатель 1 "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании".
При оценке по данному показателю анализируется предложение об обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании.
Оценка по данному показателю производится по шкале оценки в соответствии с пунктом 29 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085:
Таблица - Оценка по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании"
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов в процентах |
1. |
Документы и/или сведения не представлены и/или не соответствуют уровню шкалы 2 и уровню шкалы 3 |
0 |
2. |
Документы и/или сведения представлены, но не соответствуют уровню шкалы 3 по одной из позиций (I - IV) |
20 |
3. |
Наличие транспортных средств - не менее 3 шт.1) Наличие программного комплекса для выполнения кадастровых работ, в том числе подготовки межевого плана, технического плана, карта-плана, с возможностью подготовить указанные документы в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подготовившего такой документ, и оформить в виде файлов в формате XML (XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Наличие программного комплекса двух- и трёхмерной системы автоматизированного проектирования и черчения. 3) Наличие специализированной геодезической аппаратуры, в том числе спутниковой - не менее 3 шт.4) |
100 |
1) Подтверждением обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, выраженной в наличии транспортных средств, является копия паспорта транспортного средства и /или соответствующий договор, подтверждающий право пользования транспортном средством в течение всего срока выполнения работ.
2) Подтверждением обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, выраженной в наличии специализированного программного комплекса является копия действующего лицензионного договора с подтверждением регистрации предоставления права использования ПО для ЭВМ, в случае, если участник закупки является лицензиатом, либо действующего сублицензионного договора и акта приема-передачи к договору, в случае, если участник закупки является сублицензиатом.
3) Подтверждением обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, выраженной в наличии специализированного программного комплекса является копия лицензионного сертификата и/или действующего лицензионного договора с подтверждением регистрации предоставления права приобретения и использования ПО для ЭВМ, в случае, если участник закупки является лицензиатом, либо действующего сублицензионного договора и акта приема-передачи к договору, в случае, если участник закупки является сублицензиатом.
4) Подтверждением обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, выраженной в наличии специализированной геодезической аппаратуры, является копия свидетельства о поверке, действующее на момент подачи заявки.
В случае не предоставления или предоставления не в полном объеме информации и документов, подтверждающих обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, выраженную в наличии транспортных средств, специализированной геодезической аппаратуры и программных комплексов, начисление баллов не производится.
В случае наличия в предоставленных документах неполной либо нечитаемой информации, такой документ считается не предоставленным.
В случае установления недостоверности информации, представленной участником закупки, конкурсная комиссия обязана отстранить участника закупки от участия в этом конкурсе на любом этапе его проведения.
При отсутствии в заявке на участие в конкурсе предложения об обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, выраженной в наличии транспортных средств, специализированной геодезической аппаратуры и программных комплексов, участник закупки получает 0 баллов по данному показателю.
Показатель 2 "Квалификация участника закупки, выраженная в количестве трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ".
При оценке по данному показателю анализируется предложение о квалификации участника закупки, выраженной в количестве трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ.
Оценка по данному показателю производится по шкале оценки в соответствии с пунктом 29 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085:
Таблица - Оценка по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в количестве трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ"
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов в процентах |
1. |
Документы и (или) сведения не представлены и (или) не соответствуют уровню шкалы 2 и уровню шкалы 3 |
0 |
2. |
Документы и (или) сведения представлены, но не соответствуют уровню шкалы 3 по одной из позиций |
20 |
3. |
Представлены сведения не менее чем о четырех специалистах, имеющих высшее образование и/или профессиональную переподготовку по специальности: "Землеустройство" и/или "Прикладная геодезия" и/или "Землеустройство и кадастры" со стажем работы не менее двух лет в штате организации участника закупки 1). |
100 |
Сведениями являются: Ф.И.О. специалиста; должность; образование (наименование учебного заведения, номер и дата выдачи диплома об образовании, полученная специальность).
Подтверждается заверенными надлежащим образом копиями следующих документов:
дипломов о высшем образовании/профессиональной переподготовке;
трудовых книжек (первая и последняя страница с отметкой о приеме в штат организации участника закупки);
трудовых договоров и других документов, оформленных в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ.
Содержащиеся персональные данные физических лиц могут быть использованы участником закупки исключительно с согласия субъектов персональных данных. Обработка персональных данных будет осуществляться заказчиком с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
В случае не предоставления или предоставления не в полном объеме информации и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, выраженную в количестве трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ, начисление баллов не производится.
В случае наличия в предоставленных документах неполной либо нечитаемой информации, такой документ считается непредставленным.
В случае установления недостоверности информации, представленной участником закупки, конкурсная комиссия обязана отстранить участника закупки от участия в этом конкурсе на любом этапе его проведения.
При отсутствии в заявке на участие в конкурсе предложения о квалификации участника закупки, выраженной в количестве трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ, участник закупки получает 0 баллов по данному показателю.
Показатель 3 "Деловая репутация участника закупки".
При оценке по данному показателю анализируется предложение о деловой репутации участника закупки.
Оценка по данному показателю производится по шкале оценки в соответствии с пунктом 29 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085:
Таблица - Оценка по показателю "Деловая репутация участника закупки"
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов в процентах |
1. |
Документы и (или) сведения не представлены и (или) не соответствуют уровню шкалы 2 и уровню шкалы 3 |
0 |
2. |
Документы и (или) сведения представлены, но не соответствуют уровню шкалы 3 по одной позиции (I - VI) |
20 |
3. |
I. Положительные отзывы и/или благодарности заказчиков - не менее 3 шт. 1) II. Представлены сведения об отсутствии судебных решений, вынесенных против участника конкурса в отношении неисполнения им обязательств по контрактам (договорам), заключённым по 44-ФЗ и 223-ФЗ, и удовлетворенных претензий контрагентов по работам в рамках заключенных и исполненных контрактов (договоров) 2) III. Срок осуществления деятельности участника закупки не менее 10 (десяти) лет в сфере основного вида деятельности, соответствующей предмету закупки 3) IV. Наличие у участника сертификата системы менеджмента качества, соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) "Система менеджмента качества", с подтверждающими его наличие документами 4) Подтверждение наличия ранее исполненных за последние 3 (три) года до даты окончания подачи заявки на участие в закупке (контрактов) договоров, заключенных в рамках 44-ФЗ с государственными и муниципальными органами, а также государственными и муниципальными учреждениями, предметом которых являлись аналогичные виды работ, указанные в техническом задании к настоящей закупке, общая стоимость которых не менее начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке5); Подтверждение наличия ранее исполненных за последние 3 (три) года до даты окончания подачи заявки на участие в закупке (контрактов) договоров, заключенных в рамках 44-ФЗ с государственными и муниципальными органами, а также государственными и муниципальными учреждениями, предметом которых являлись аналогичные виды работ, указанные в техническом задании к настоящей закупке, общее количество которых не менее 5 (пяти) 6) |
100 |
1) Подтверждается предоставлением отзывов и/или благодарностей - копии таких отзывов и/или благодарностей.
2) Сведениями являются: наличие/отсутствие судебных решений по контрактам/договорам. Проверка достоверности наличия судебных решений осуществляется согласно данным реестра арбитражных дел http://kad.arbitr.ru, а также на сайте http://zakupki.gov.ru в отношении имеющихся претензий контрагентов. Подтверждается предоставлением оригинала справки о наличии/отсутствии судебных решений по контрактам/договорам в произвольной форме за подписью руководителя и главного бухгалтера (при наличии) участника.
3) Подтверждается предоставлением копии выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
4) Подтверждается предоставлением копии сертификата ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) со всеми приложениями, свидетельствующего о наличии системы контроля качества участника и подтверждении этого соответствия результатами прохождения ежегодного инспекционного контроля в органе по сертификации во время срока действия сертификата.
5) Подтверждается предоставлением информации об идентификационном коде закупки.
Оценивается общая стоимость заключенных и успешно исполненных* контрактов (договоров) (в рублях), предметом которых является выполнение работ, аналогичных работам, указанным в техническом задании к настоящей закупке за последние 3 (три) года до даты окончания подачи заявки на участие в закупке, сведения о которых размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в Реестре контрактов, заключенных заказчиками по 44-ФЗ.
*Под успешным исполнением контрактов (договоров) понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) по данным контрактам (договорам).
Исполнение контактов (договоров) должно быть подтверждено наличием в заявке приложенных копий ранее заключенных и исполненных участником контрактов (договоров), копиями актов о приёмке выполненных работ или другими формами первичных документов, соответствующих действующему законодательству Российской Федерации.
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) ограничена предельным значением начальная (максимальная) цена контракта.
При оценке заявок по данному показателю участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее предельному значению или лучше присваивается максимальное количество баллов.
В зачет не будут приниматься контракты (договоры) с выявленными нарушениями их исполнения (к исполнителю применялись штрафы, пени), а также являющиеся несопоставимыми по характеру.
Кроме того, при оценке заявки не будут учитываться контракты (договоры), по которым в составе заявки не представлены все вышеуказанные копии документов или в случае несоответствия, разночтения сведений в представленных документах.
6) Оценивается общее количество заключенных и успешно исполненных* контрактов (договоров) (в штуках), предметом которых является выполнение работ, аналогичных работам указанным в техническом задании к настоящей закупке за последние 3 (три) года до даты окончания подачи заявки на участие в закупке, сведения о которых размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в Реестре контрактов, заключенных заказчиками по 44-ФЗ.
*Под успешным исполнением контрактов (договоров) понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) по данным контрактам (договорам).
Исполнение контактов (договоров) должно быть подтверждено наличием в заявке приложенных копий ранее заключенных и исполненных участником контрактов (договоров), копиями актов о приёмке выполненных работ или другими формами первичных документов, соответствующих действующему законодательству Российской Федерации.
Общее количество исполненных контрактов (договоров) не менее 5 (Пяти) контрактов (договоров) (в штуках).
При оценке заявок по данному показателю участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее предельному значению или лучше присваивается максимальное количество баллов.
В зачет не будут приниматься контракты (договоры) с выявленными нарушениями их исполнения (к исполнителю применялись штрафы, пени), а также являющиеся несопоставимыми по характеру.
Кроме того, при оценке заявки не будут учитываться контракты (договоры), по которым в составе заявки не представлены все вышеуказанные копии документов или в случае несоответствия, разночтения сведений в представленных документах.
В случае непредставления или предоставления не в полном объеме информации и документов, подтверждающих деловую репутацию участника закупки, начисление баллов не производится.
В случае наличия в предоставленных документах неполной либо нечитаемой информации, такой документ считается непредставленным.
В случае установления недостоверности информации, представленной участником закупки, конкурсная комиссия обязана отстранить участника закупки от участия в этом конкурсе на любом этапе его проведения.
При отсутствии в заявке на участие в конкурсе предложения о деловой репутации участника закупки участник закупки получает 0 баллов по данному показателю.
Конкурсная комиссия на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Победителем конкурса признается его участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер".
Комиссией установлено, что Заказчиком в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" объединены 2 показателя ("Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" и "Деловая репутация участника закупки") в 1 показатель, без установления значимости для каждого показателя.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанный порядок присвоения баллов по критерию "Квалификация участников закупки" свидетельствует об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений, что не соответствует Закону о контрактной системе, поскольку не способствует определению лучшего условия исполнения контракта, так как не обеспечивает возможность объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий. К примеру, если участник настоящей закупки представил все необходимые сведения, но представил сведения о сроке осуществления деятельности в период 9 лет и 10 месяцев, вместо необходимых "не менее 10 лет", то в соответствии с установленной шкалой оценки, то тако участник закупки получит всего 20 баллов.
Комиссией установлено, что Заказчиком в конкурсной документации определено, что опыт выполнения работ подтверждается исполненными государственными контрактами, заключенными в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при этом контракты, заключенные в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, не установлены в качестве подтверждения опыта.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно Письму Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28И-3507 "О сведениях и документах, подтверждающих квалификацию участника закупки" сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе, которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности.
В этой связи следует учитывать, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Более того, требования Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить опыт исполнения контракта (договора).
Таким образом, заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, в том числе, которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности, а также контрактов, заключенных в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Кроме этого, вследствие подобного необоснованного ограничения заказчиком показателя критерия "Квалификация участника конкурса" заявка участника закупки который предоставит копии контракта заключенного в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" будет оценена конкурсной комиссией в 0 баллов, что не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок, а именно, принципу обеспечения конкуренции при осуществлении закупок, поскольку указанный критерий не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок, а также приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Комиссия также приходит к выводу, что порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку наличие "Штрафных санкций, пеней" не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии согласился с доводами жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МИРНЫЙ-55" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в конкурсную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 31 января 2022 г. N 047/06/54.3-203/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2022