Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО СМУ "ПРОГРЕСС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Егорьевская центральная районная больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по содержанию и техническому обслуживанию зданий ГБУЗ МО "Егорьевская ЦРБ" (извещение N 0348300004921000524 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления документации об Аукционе ненадлежащим образом.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 29.12.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 38 944 461,55 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 25.01.2022;
4) на участие в Аукционе подано 20 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущены 8 заявок от участников закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен код позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе для товара "Пылесос" установлен код позиции КТРУ - 27.51.21.111-00000001 "Пылесосы бытовые".
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика в части установления указанного кода позиции КТРУ, в связи с чем довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно объединены в один предмет закупки товары, включенные в Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно пункту 7 Постановления N 878 предметом одного контракта (одного лота) не может быть радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
В пункте 22 Информационной карты документации об Аукционе установлена информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства, в том числе следующее:
"Установлено
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к товарам, поставляемым при оказании услуг.
При этом, указанные товары не включены в Перечень, утвержденный Постановлением N 878.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика в части объединения в один лот товаров, а также в части не установления ограничения на допуск промышленных товаров в соответствии с Постановлением N 878 не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Представителем Заявителя на заседании Комиссии доказательств обратного не представлено.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к поставляемым товарам, не в соответствии с КТРУ.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе КТРУ обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Вместе с тем, на заседании комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, Заказчиком закупается, в том числе товар "Сплит-система канального типа тип 1", в отношении которого предусмотрена соответствующая позиция КТРУ - 28.25.12.130-00000021.
Согласно вышеуказанному КТРУ характеристиками товара являются "Вид блока кондиционера", "Дополнительные функции", "Инверторный тип кондиционера", "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева)", "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения)", "Мощность в режиме нагрева", "Мощность в режиме охлаждения", "Наличие антибактериального фильтра", "Наличие системы антиобледенения", "Наличие фильтров грубой очистки воздуха", "Наличие фильтров тонкой очистки воздуха", "Режим работы кондиционера", "Тип внутреннего блока", в том числе обязательная к примененю характеристика - "Вид кондиционера".
Вместе с тем, Приложением N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены дополнительные требования к характеристикам товаров, которые не предусмотрены позицией КТРУ.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что в отношении дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ Заказчиком не размещено надлежащее обоснование необходимости включения указанных показателей, что не соответствует Правилам и нормам Закона о контрактной системе.
Аналогичным образом, Заказчиком допущены нарушения в части установления требований к характеристикам иных товаров.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам без фактических потребностей в подобной конкретизации, что свидетельствует о их фиктивности.
Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, поставляемых при оказании услуг.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "Заказчик, для расширения возможности выбора поставляемых товаров (материалов) и оборудования участниками закупки, установил диапазоны возможных исполнений товаров.
Данная информация необходима Заказчику, в том числе, для дальнейшей эксплуатации поставленных товаров (материалов) и оборудования.
Таким образом, в нормативной документации однозначно определено, что характеристики, указанные Заявителем, не являются "фиктивными", а служат одной из основных характеристик товара, определяются производителями и приводятся в эксплуатационных документах на товар".
Комиссия приходит к выводу, что требования к технически характеристикам товаров установлены в Приложении N 2 к техническому заданию в соответствии с потребностью Заказчика, что не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Представителем Заявителя на заседании Комиссии доказательств обратного не представлено.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1) Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе для товара "Автоматический выключатель тип 1" по показателю "Подвижные контакты всех полюсов многополюсных выключателей" установлено значение "соединены механически таким образом чтобы все полюса за исключением коммутирующего нейтраль включали и отключали ток практически одновременно независимо от того осуществляется оперирование вручную или автоматически даже если перегрузке подвергается только один защищенный полюс", по показателю "Полюс, не являющийся защищенным" установлено значение "незащищенный или коммутирующий нейтраль", по показателю "Полюс, коммутирующий нейтраль" установлено значение "размыкается позже и замыкается раньше защищенных полюсов", по показателю "Защищенных полюсов" установлено значение "4".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Аналогичным образом, Заказчиком допущены нарушения в части установления требований к характеристикам иных товаров.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, в том числе следующие: "Номинальный кратковременно выдерживаемый ток короткого замыкания 12 кА", "Минимальный срок службы не менее 5 лет".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление указанных характеристик приводит к необоснованному ограничению конкуренции и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Кроме того, "Минимальный срок службы" не является качественной, функциональной характеристикой товара.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
6. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, например, такие показатели, как: "Электрическая износостойкость", "Механическая износостойкость", "Условное время".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также о результатах испытаний таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.01.2022 N0348300004921000524-1 (далее - Протокол) участнику закупки N 111312825 отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе по следующему основанию:
"На основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику, подавшему заявку с порядковым номером 16. Обоснование принятого решения: Несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ требованиям аукционной документации, а именно, Участником, в составе первой части заявки, показатели товара, не соответствующие значениям, установленным в аукционной документации. П.17 Клапан обратный тип 1. Требовалось: Тип присоединения к трубопроводу Штуцерное; муфтовое; фланцевое, муфтовое. Соединение фланцевое под болтовое соединение; под приварку. Под присоединение [G1] дюйм. Участник указал: Тип присоединения к трубопроводу фланцевое. Соединение фланцевое под приварку. Под присоединение [G1] дюйм. При этом "присоединение [G1] дюйм", это резьбовое присоединение и оно не может нормироваться у фланцевого соединения тем более под приварку, Участник указал недостоверную информацию".
Изучив заявку участника закупки, представленную на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка участника закупки не противоречит требованиям документации об Аукционе по основаниям, указанным в Протоколе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение об отказе в допуске к участию в Аукционе заявки Заявителя, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом, Аукционной комиссией допущены нарушения в части неправомерного отклонения иных заявок участников.
8. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В Приложении N 2 к Проекту контракта документации об Аукционе Заказчиком установлено, в том числе следующее:
Объект закупки |
- Оказание услуг по содержанию и техническому обслуживанию зданий ГБУЗ МО " Егорьевская ЦРБ"; 11,00; Месяц; 18 714 831,19 руб. - Оказание услуг по содержанию и техническому обслуживанию зданий ГБУЗ МО " Егорьевская ЦРБ"; 12,00; Месяц; 20 229 630,36 руб. |
Срок начала исполнения обязательства: 0 дн. от даты заключения контракта; Срок окончания исполнения обязательства: 31.01.2024 (МСК); |
При этом, согласно пункту 7 Информационной карты документации об Аукционе начало оказания услуг: 01 февраля 2022 года, окончание оказания услуг: 31 декабря 2023 года.
Вместе с тем, в пункте 6 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены сроки оказания услуг, а именно:
"- начало оказания услуг: 01 февраля 2022 года
- окончание оказания услуг: 31 декабря 2023 года".
Согласно части 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения на Официальном сайте указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола.
Частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и максимальному значению цены контракта.
На основании вышеизложенного, с учетом срока устранения Заказчиком, Аукционной комиссией нарушений, связанных с пересмотром заявок и установленным в документации об Аукционе сроком оказания услуг, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок оказания услуг, что нарушает часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СМУ "ПРОГРЕСС" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 27.01.2022 N 50/06/2334эп/22.
5. Материалы дела от 31.01.2022 N 50/06/2432эп/22 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 31 января 2022 г. N 50/06/2432эп/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2022