На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действующей на момент размещения извещения) (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством видео-конференц-связи обращение ПАО "МТС" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта по предоставлению комплексной услуги связи для Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) в Южном федеральном округе, в том числе с предоставлением резервных каналов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100000119000188) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения) в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего требование о наличии у исполнителя оборудования (сети и сооружения связи), необходимого для предоставления комплексной услуги связи, на праве собственности.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки 01.02.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 02.02.2022.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 06.12.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 83 488 349,97 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, КБК - 39201137320090059242;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 16.12.2019;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 16.12.2019;
8) по результатам рассмотрения первых частей заявки 2 участника закупки допущены до участия в Аукционе;
9) дата проведения Аукциона - 17.12.2019;
10) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
11) победителем Аукциона признано ООО "Юг-Телеком" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 83 070 908,22 рублей;
12) Между Заказчиком и Победителем заключен государственный контракт от 30.12.2019 N 20-495-Д (реестровая запись в ЕИС - 1770601611819000242).
Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у исполнителя оборудования (сети и сооружения связи), необходимого для предоставления комплексной услуги связи, на праве собственности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара
к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требований к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 9 информационной карты документации об Аукционе объектом закупки предметом закупки является предоставление комплексной услуги связи для Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) в Южном федеральном округе.
Подпунктом 6.2.2.5 раздела 3 "Наименование и описание объекта закупки" технических требований документации об Аукционе (далее - Технические требования) установлено, что оператор организовывает основную и резервную виртуальную частную сеть IP VPN на базе собственной сети с поддержкой технологии многопротокольной коммутации по меткам (IP/MPLS), обеспечивая связь между объектами Пользователя, указанными в приложении N 2 к Техническим требованиям, по топологии "каждый-с-каждым" (Full-mesh)".
Также подпунктом 6.2.2.12 Технических требований установлено, что "В целях обеспечения требуемого настоящими Техническими требованиями качества предоставления комплексной услуги связи для Пользователя предоставление Оператором линий доступа ("последней мили") до порта CE каждого объекта Пользователя, указанного в приложении N 2 к настоящим Техническим требованиям, по ВОЛС с использованием ресурсов собственной сети Оператора. При этом для организации "последней мили" допускается использование и других типов канала связи: радиоканал, радиорелейный, WiMax/4G, LMDS, WiFi, медный и др. с обязательным ограничением объема альтернативных каналов связи, 5% от общего количества объектов Пользователя.".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили,что требование о наличии оборудования (сети и сооружения связи), необходимого для предоставления комплексной услуги связи, у исполнителя на праве собственности устанавливалось Заказчиком на основании положений Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (ред. от 06.06.2019) (далее - Закон о связи).
Так, согласно части 5 статьи 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, собственником или иным владельцем технологических сетей связи требований закона о связи и Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающих ограничение доступа к информации.
Также в соответствии с частью 5.1 статьи 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан обеспечивать установку в своей сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования на средствах связи, обеспечивающих возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью более чем десять гигабит в секунду, представлять информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи,о фактическом месте установки технических средств противодействия угрозам в течение трех дней со дня установки и соблюдать предусмотренные пунктом 3 статьи 65.1 Закона о связи технические условия установки технических средств противодействия угрозам, а также требования к сетям связи.
Представители Заявителя на заседании Комиссии также пояснили,что требования о наличии оборудования (сети и сооружения связи) у исполнителя на праве собственности неправомерны, поскольку исполнение обязательств по контракту возможно посредством использования сети связи оператора связи,не являющегося непосредственно исполнителем по контракту, в частности посредством использования исполнителем по контракту сети связи оператора связи на ином законном основании.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, пояснения, представленные представителями Заказчика и Заявителя в ходе заседания Комиссии, приходит к выводу, что у операторов связи есть возможность оказывать услуги связи, в том числе услугу по предоставлению доступа к сети "Интернет", в рамках конкретной закупки без построения собственной сети связи, в том числе передав обязанности по оказанию услуг по договору субподряда либо путем аренды сетей связи, либо их части иного оператора связи.
При этом положения частей 5, 5.1 статьи 46 Закона о связи не противоречат доводам Заявителя в части обеспечения оператором связи размещения в сети связи необходимого оборудования и возможности исполнителя по контракту арендовать данную сеть связи.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование об оказании оператором услуг связи с использованием собственных сетей связи, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем согласно статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
При этом в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, на момент проведения внеплановой проверки срок давности привлечения членов ответственных лиц к административной ответственности истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилам, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку Заказчиком заключен контракт.
3. В связи с тем, что срок давности привлечения к административной ответственности по выявленному нарушению Закона о контрактной системе истек, материалы от 02.02.2022 по делу N П-48/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 февраля 2022 г. N П-48/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2022