Резолютивная часть решения оглашена 02.02.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 07.02.2022.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России)
в присутствии представителей заказчика: ГУЗ "Липецкая ГБ N4 "Липецк-Мед" - _,
рассматривается обращение государственного учреждения здравоохранения "Липецкая ГБ N4 "Липецк-Мед" (далее также- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.09.2021 N198 на огнезащитную обработку деревянных конструкций зданий (реестровый номер контракта 2482403270621000339), заключенного с ООО "Пожарная Индустрия" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346300106721000198, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО "Пожарная Индустрия" условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 28.01.2022 N28 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Заседание Комиссии по рассмотрению обращения заказчика и проведению вышеуказанных проверок назначено на 01.02.2022 в 10 ч. 30 мин. Однако, в связи с возникшей необходимостью получения дополнительных документов и сведений, в заседании Комиссии Липецкого УФАС России по рассмотрению настоящего обращения и проведению соответствующей проверки был объявлен перерыв до 02.02.2022 в 16.00 ч.
ООО "Пожарная Индустрия" по адресу электронной почты, указанному в контракте, направлено уведомление о месте и времени рассмотрения обращения заказчика, в том числе, уведомление об объявленном перерыве.
Присутствующие при проведении проверки представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что 20.09.2021 сторонами был заключен контракт N198 на огнезащитную обработку деревянных конструкций зданий. Согласно данному контракту, ООО "Пожарная Индустрия" должно выполнить указанные работы в срок, предусмотренный контрактом. Однако, обязательства по контракту в установленный им срок обществом исполнены не были. В связи с чем, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения об ООО "Пожарная Индустрия" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Как следует из представленных ООО "Пожарная Индустрия" письменных пояснений, причиной невыполнения работ в установленный контрактом срок послужили ограничения, введенные на территории Вологодской области из-за пандемии коронавируса. Вместе с тем, обществом неоднократно после 29.11.2021 на объект заказчика направлялись рабочие. Однако, представителями заказчика они не были допущены до выполнения работ. Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта общество считает незаконным.
В ходе анализа представленных документов и сведений, а также пояснений представителей заказчика, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 26.01.2022 от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Пожарная Индустрия" (далее по тексту также - подрядчик, общество) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 20.09.2021 N198 на огнезащитную обработку деревянных конструкций зданий (реестровый номер контракта 2482403270621000339), заключенного с ООО "Пожарная Индустрия" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346300106721000198.
20.09.2021 между заказчиком и подрядчиком заключен контракт N198 на огнезащитную обработку деревянных конструкций зданий (реестровый номер контракта 2482403270621000339) (далее -контракт).
В силу п. 1.1 контракта, подрядчик обязуется выполнить огнезащитную обработку деревянных конструкций зданий (далее - Объект) в соответствии с дефектной ведомостью (приложение N1*) и локально сметным расчетом (приложение N2**), согласно техническому заданию (приложение N3***), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его на условиях настоящего контракта.
Так, в соответствии с дефектной ведомостью и локально-сметным расчетом необходимо выполнить следующие работы: огнезащитное покрытие деревянных конструкций составами из сухих смесей для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности, в объеме 3530 м2.
При этом, техническим заданием предусмотрено следующее:
"1. Основание:
п.13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479.
2. Обрабатываемая площадь деревянных конструктивных элементов кровли: 3530м2
3. Технология обработки:
по ГОСТ Р 53292 - 2009 - пропитка, путем нанесения на обрабатываемую поверхность защитного состава, в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
4. Результат обработки:
обеспечение I группы огнезащитной эффективности по ГОСТ Р 53292 - 2009.
5. Контрольные мероприятия:
испытание контрольных образцов на соответствие требованиям ГОСТ Р 53292 - 2009.
6. Дополнительные контрольные мероприятия:
испытание контроля качества огнезащитной обработки деревянных конструкций с привлечением испытательной пожарной лаборатории регионального управления МЧС России.
7. Сдача промежуточных этапов работы и забор контрольных образцов для проведения внутренних испытаний - в присутствии представителя Заказчика.
8. Забор контрольных образцов представителями лаборатории для проведения испытаний в испытательной пожарной лаборатории - в присутствии представителя Заказчика.
9. Срок службы огнезащитного покрытия внутри неотапливаемых помещений в соответствии с информацией завода-изготовителя - не менее 12 лет, в том числе гарантийный, предоставляемый подрядчиком - не менее 3 лет".
В соответствии с п.3.1 контракта, работы должны выполняться по адресу: г. Липецк, ул. Коммунистическая, д. 24.
При этом, существенным условием рассматриваемого контракта является срок выполнения работ.
Так, п.3.2. контракта установлены следующие сроки выполнения работ:
-начальный срок - с даты заключения контракта;
-конечный срок - не позднее 60 календарных дней с даты заключения контракта (в том числе 30 календарных дней на проведение работ с оформлением акта огнезащитной обработки и 30 календарных дней на получение заключения (акта) в испытательной пожарной лаборатории).
Как установлено и следует из пояснений представителей заказчика, все работы, предусмотренные контрактом, необходимо было выполнить до 19.11.2021.
При этом, согласно п.5.1.1 - 5.1.6, 5.1.38 контракта, подрядчик обязался:
- В течение 3 рабочих дней с даты заключения настоящего контракта предоставить Заказчику:
- план-график выполнения работ, включающий в себя разбивку всего объема работ, предусмотренного настоящим контрактом на каждый рабочий день;
- локальный сметный расчет для согласования.
- копия действующей лицензии на выполнение работы направленных на обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений (в том числе на проведение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций) исполнителя работ, заверенная оригинальной печатью исполнителя работ.
- Предоставить следующие документы: акт огнезащитной обработки деревянных конструктивных элементов кровли, выдаваемый исполнителем работ, отражающий результаты самостоятельно проведенных исполнителем испытаний контрольных образцов; копия паспорта используемого материала, с приложением копий указанных в паспорте сертификата соответствия и свидетельства о государственной регистрации используемого материала (копии паспорта и приложений заверяются оригинальными печатями поставщика материала и исполнителя работ); протокол испытаний по контролю качества огнезащитной обработки деревянных конструкций, выдаваемый испытательной пожарной лабораторией аккредитованной в установленном порядке.
- Выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, с соблюдением требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, иной действующей нормативной документацией, в том числе Федеральными законами от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", от 30.12.2009 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", техники безопасности, охраны окружающей среды и охраны труда, иной действующей нормативной документацией. Ответственность за любые чрезвычайные происшествия, произошедшие на территории строительной площадки (в месте проведения работ) во время проведения работ по настоящему контракту несет Подрядчик.
- Приступить к исполнению настоящего Контракта и завершить работы в сроки, установленные настоящим Контрактом.
- При выполнении работ учитывать, что работы осуществляются в условиях действующего учреждения.
- Ежедневные сроки начала, окончания и перерывов в работе, а также время доставки строительных материалов, выноса и вывоза мусора обязательно согласовывать с ответственным представителем Заказчика перед началом каждого рабочего дня.
- Незамедлительно информировать Заказчика в случае невозможности исполнения обязательств по настоящему контракту.
А согласно п.5.2.1-5.2.2, 5.3.3 контракта, заказчик обязался:
- Согласовать предоставленный Подрядчиком локальный сметный расчет или направить мотивированный отказ от согласования в течение 2 рабочих дней с даты его предоставления.
- Принять результат работ и оплатить его в соответствии с условиями настоящего контракта.
- Принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Как следует из представленных заказчиком в материалы проверки документов, к работам, предусмотренным контрактом и в установленный контрактом срок, подрядчик так и не приступил.
Установленную п.5.1.1 контракта обязанность по предоставлению заказчику в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта перечня обязательных документов (плана-графика выполнения работ, включающего в себя разбивку всего объема работ, предусмотренного контрактом на каждый рабочий день; локального сметного расчета для согласования; копии действующей лицензии на выполнение работы направленных на обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений (в том числе на проведение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций) исполнителя работ, заверенной оригинальной печатью исполнителя работ), не исполнил.
Вместе с тем, заказчик, в период установленных контрактом сроков выполнения работ, неоднократно в адрес подрядчика направлял претензии с просьбой предоставить вышеуказанные документы и приступить к выполнению работ, предусмотренных контрактом.
Так, 01.10., 05.10., 14.10.2021 заказчиком по адресу электронной почты подрядчика были направлены претензии с просьбой предоставить документы, предусмотренные п.5.1.1 контракта в указанные в претензиях сроки и приступить к выполнению работ, предусмотренных контрактом.
Однако, как установлено, к работам подрядчик не приступил, требуемые документы в установленные в претензиях сроки заказчику не представил.
При этом, 15.10.2021 обществом по адресу электронной почты заказчика было направлено письмо о том, чтобы заказчик прекратил присылать претензии и ждал прибытия бригады на объект. Однако, срок прибытия специалистов на объект заказчика, общество в письме не указало.
В тоже время, заказчик, имея потребность в выполнении обществом работ, предусмотренных контрактом, 19.10., 03.11., 24.11.2021 по адресу электронной почты подрядчика вновь направлял претензии с просьбой предоставить документы, предусмотренные п.5.1.1 контракта в указанные в претензиях сроки и приступить к выполнению работ, предусмотренных контрактом.
Однако, как установлено, к работам подрядчик так и не приступил, требуемые документы в установленные в претензиях сроки заказчику не представил.
Доказательств обратного обществом в материалы проверки не представлено.
Согласно ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 5.3.3. контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Более того, согласно п.11.2.-11.3 контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
А в силу п.11.4. контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
11.4.2. Если Подрядчик не приступил к выполнению работ в течение 3 (трех) календарных дней с даты, предусмотренной условиями Контракта.
11.4.3. Нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ по Объекту.
29.11.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе (действующей на момент расторжения контракта), решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно представленным документам, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 29.11.2021 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок и направлено подрядчику по электронной почте, указанной в контракте. А 30.11.2021 данное решение направлено подрядчику заказным письмом с уведомлением.
В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Рассмотрев представленные заказчиком доказательства, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что заказчиком 21.01.2022 в Единой информационной системе размещена информация о расторжении контракта, в силу положений ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе.
При этом, необходимо отметить, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Cогласно представленных обществом письменных пояснений, в связи с тем, что у общества было 10 дней (начиная с 29.11.2021 и до 09.12.2021) чтобы устранить нарушения условий контракта, в соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, общество дважды направляло своих сотрудников на объект заказчика: 30.11.2021 (предварительно уведомив последнего об их прибытии письмом по электронной почте 29.11.2021) и 02.12.2021. Однако, как следует из данных пояснений, сотрудники общества заказчиком не были допущены до выполнения работ, предусмотренных заключенным контрактом.
Между тем, как было установлено и следует из пояснений представителя заказчика, 30.11.2021 ориентировочно в 15.20 ч. на территорию заказчика прибыли два сотрудника общества с целью начала выполнения работ в рамках исполнения заключенного контракта. При этом, срок действия предоставленного обществом в письме от 29.11.2021 допуска истекал 30.11.2021 в 17.00 ч. Времени для выполнения работ по контракту было недостаточно. В связи с чем, сотрудникам общества было предложено продлить срок действия допуска. 30.11.2021 в 16.40 ч. от общества заказчику было направлено письмо о допуске двух сотрудников общества к работам с продлением допуска к выполнению работ до 17.00 ч. 03.12.2021. Вместе с тем, эти сотрудники общества появились еще раз на объекте лишь 02.12.2021. При этом, до них представителем заказчика была доведена информация о том, что документы, предусмотренные п.5.1.1. контракта, а именно: план-график выполнения работ, включающий в себя разбивку всего объема работ, предусмотренного контрактом на каждый рабочий день и копия действующей лицензии на выполнение работы направленных на обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений (в том числе на проведение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций), заверенная оригинальной печатью общества, обществом заказчику представлены не были. Кроме того, до прибывших двух сотрудников общества была доведена информация о перечне и объемах работ, которые необходимо выполнить в соответствии с техническим заданием (обеспылевание, пропитка первым слоем, промежуточная сушка, пропитка вторым слоем, окончательная сушка, экспертиза). При этом, как следует из пояснений представителя заказчика, в соответствии со сметным расчетом, учитывая качественное выполнение работ по установленной нормативными документами технологией, трудоемкость выполняемых работ по контракту (с учетом корректирующих коэффициентов) составляет 601,9572742 человека часа. Таким образом, срок выполнения работ двумя сотрудниками общества, указанный в допуске, при 8-ми часовом рабочем дне составил бы 37,6 дня, т.е. минимум до 28.01.2022.
Как установлено, после полученной от представителя заказчика вышеуказанной информации, сотрудники общества покинули объект заказчика, так и не приступив к выполнению работ. В подтверждение данного обстоятельства представителями заказчика на проведение проверки были представлены соответствующие акты, датированные от 30.11, 01.12, 02.12, 03.12.2021, от 10.01-20.01.2022.
При этом, доказательств, свидетельствующих об отказе представителем заказчика сотрудникам общества в выполнении работ на объекте, предусмотренных контрактом, в материалы проверки обществом представлено не было.
Проанализировав вышеуказанные документы, представленные сторонами, пояснения представителей заказчика, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и до вступления его в законную силу, подрядчик не выполнил в полном объеме работы, предусмотренные контрактом, в том числе, не осуществил добросовестных действий, направленных на надлежащим образом исполнение условий контракта.
В связи с не устранением подрядчиком нарушений условий контракта, заказчиком правомерно не была применена ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что у заказчика были основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, заказчиком 29.11.2021 правомерно было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как установлено, доказательств, подтверждающих наличие каких-либо препятствий обществу в выполнении работ, предусмотренных контрактом в установленные им и в направляемых заказчиком претензиях сроки, подрядчиком в материалы проверки не представлено.
Кроме того, в материалы проверки не представлено документов, свидетельствующих о принятии обществом достаточных мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Доказательств, свидетельствующих о совершении обществом действий, направленных на надлежащим образом исполнение условий контракта, обществом не представлено.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено.
Между тем, в рассматриваемом случае, общество в письменных пояснениях ссылается на невозможность выполнения работ в установленные контрактом сроки в связи с ограничениями, введенными на территории Вологодской области из-за пандемии коронавируса.
При этом, Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы (в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер).
Вместе с тем, каких-либо доказательств, подтверждающих факт ограничений, введенных на территории Вологодской области из-за пандемии коронавируса, что не позволило обществу в установленный контрактом срок выполнить в полном объеме работы, предусмотренные контрактом, обществом в материалы проверки представлено не было.
Более, того, общество не уведомляло заказчика о невозможности исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в порядке, установленном п.5.1.38 контракта.
Таким образом, в материалы проверки обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения заказчиком электронного аукциона.
Подрядчик подавал заявку, им выражено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, которая также содержала условие о необходимости выполнить работы в установленные контрактом сроки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
У подрядчика не возникло разногласий по контракту, он счел для себя разумным и возможным участие в электронном аукционе.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
Участник, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.
Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.
При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.
Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков выполнения работ, необходимых для реализации государственных полномочий и функций.
При этом, подрядчик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.
Кроме того, в настоящем случае подрядчик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные контрактом сроки не выполнил требуемые по контракту работы. Тем самым, он создал все условия для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях подрядчика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.
Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,
- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта.
С учетом изложенного, на основании п.13 Правил имеются законные основания для включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года, следующие сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Пожарная Индустрия", а также его директоре в связи с односторонним отказом государственного учреждения здравоохранения "Липецкая ГБ N4 "Липецк-Мед" от исполнения контракта от 20.09.2021 N198 на огнезащитную обработку деревянных конструкций зданий (реестровый номер контракта 2482403270621000339), заключенного с ООО "Пожарная Индустрия" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346300106721000198:
- общество с ограниченной ответственностью "Пожарная Индустрия" (_.);
- генеральный директор: _.;
- номер реестровой записи в едином реестре участников закупок: 21021536,
- идентификационный код закупки: 212482403270648240100104360014399243
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
21.01.2022 |
26.01.2022 |
26.01.2022 |
0 |
26.01.2022 |
02.02.2022 |
02.02.2022 |
0 |
07.02.2022 |
07.02.2022 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 2 февраля 2022 г. N РНП-48-11с/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2022