Резолютивная часть решения оглашена 03.02.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 07.02.2022.
На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России)
рассматривается обращение областного государственного унитарного предприятия "Елецводоканал" (далее также- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.06.2021 N0600600009421000007-07-ЭА-21 на поставку бумаги листовой (реестровый номер контракта 3482100203721000010), заключенного с ООО "Заказ62" (далее также- поставщик, общество) по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0600600009421000007, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО "Заказ62" условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 31.01.2022 N32 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителя ОГУП "Елецводоканал": _
Общество, уведомленное надлежащим образом о месте и времени проведения проверки, своих представителей не направило.
Представитель заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснил, что поставщику были направлены заявки на поставку товара с указанием необходимого количества. Однако, в связи с нарушением поставщиком сроков поставки требуемого товара, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении поставщика подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе анализа представленных документов и сведений, а также пояснений представителя заказчика, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 28.01.2022 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Заказ62" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 16.06.2021 N0600600009421000007-07-ЭА-21 на поставку бумаги листовой (реестровый номер контракта 3482100203721000010), заключенного с ООО "Заказ62" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0600600009421000007.
16.06.2021 между заказчиком и поставщиком заключен контракт N0600600009421000007-07-ЭА-21 на поставку бумаги листовой (реестровый номер контракта 3482100203721000010) (далее -контракт).
В силу п.1.1-1.2 контракта, поставщик обязуется поставить бумагу листовую для офисной техники (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар, в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (Приложение N2 к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Как следует из спецификации (приложение N2 к контракту), к поставке заказчику требуется следующий товар:
N п/п |
Наименование товара (предмет закупки) |
Конкретные значения по показателям предмета закупки |
Страна происхождения |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена за ед. товара, руб. без НДС |
Стоимость без НДС (руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Бумага листовая для офисной техники |
Бумага листовая для офисной техники формат А4 (210х297мм) плотность 80 г/м2 ,белая, толщина 104 микрон, белизна CIE 146; непрозрачность 91%; прочность поверхности по Деннисону 14; влажность 4,6%; массовая доля золы 15%; количество листов в пачке 500 шт. |
Российская Федерация |
Пачка (пач.) |
1199 |
222,97 |
267341,03 |
2 |
Бумага листовая для офисной техники |
Бумага листовая для офисной техники формат А4 (210х297мм) плотность 80 г/м2 ,белая, толщина 104 микрон, белизна CIE 146; непрозрачность 91%; прочность поверхности по Деннисону 14; влажность 4,6%; массовая доля золы 15%; количество листов в пачке 500 шт. |
Российская Федерация |
Пачка (пач.) |
1 |
224,31 |
224,31 |
ИТОГО без НДС: |
267565,34 |
Согласно п.3.1 контракта, поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику по адресу: Российская Федерация, 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Парковая, д.12"а", в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента подачи заявки Заказчиком, в день, согласованный с Заказчиком, ориентировочно 1 (Один) раз в квартал.
При этом, в соответствии с п.3.2 контракта, поставщик обязан известить Заказчика о точном времени и дате поставки (передачи) Товара, а также сообщить Заказчику сведения о транспортном средстве (в том числе государственный регистрационный номер) осуществляющем перевозку товара, для оформления соответствующего пропуска на территорию Заказчика электронным письмом, телефонной связью или факсограммой не менее чем за 1 (один) рабочий день до даты доставки Товара.
Кроме того, согласно п.3.3-3.6 контракта, приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара. Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика. Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара Заказчик в течение 5 рабочих дней с момента доставки Товара Поставщиком подписывает акт приема-передачи Товара (отдельного этапа исполнения Контракта), товарную (товарно-транспортную) накладную, счет, счет-фактуру. После этого Товар считается переданным Поставщиком Заказчику.
Согласно п.4.1.1 контракта, обязанностью поставщика является: поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
А в соответствии с п.4.4.1. контракта, заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
Как установлено из представленных заказчиком в материалы проверки копий акта приема-передачи товара и товарной накладной, датированных от 22.06.2021, обществом была осуществлена поставка требуемого заказчику товара в количестве 400 пачек.
При этом, также установлено, что согласование возможности осуществления поставки данного товара заказчику- 22.06.2021, с указанием сведений об автотранспортном средстве и водителе поставщика, который отгрузит привезенный товар, осуществлялось обществом с адреса электронной почты, указанного в контракте- zakaz62-org@yandex.ru.
22.10.2021 заказчиком по адресу электронной почты поставщика, указанному в контракте- zakaz62-org@yandex.ru, была направлена заявка о поставке требуемого товара в количестве 400 пачек. При этом, заказчик определил следующий срок поставки товара: 27.10.2021.
Как установлено, поставщик, в указанный в заявке срок, не осуществил поставку требуемого заказчику товара.
Тем самым, поставщиком был нарушен срок поставки товара.
09.12.2021 заказчиком по адресу электронной почты поставщика, указанному в контракте- zakaz62-org@yandex.ru, а также по его почтовому адресу, была направлена заявка о поставке требуемого товара в количестве 400 пачек. При этом, заказчик определил следующий срок поставки товара: 14.12.2021.
Согласно представленной в материалы проверки информации, направленная заказчиком по адресу электронной почты поставщика заявка от 09.12.2021, была доставлена обществу.
Однако, как установлено, поставщик, в указанный в заявке срок, снова не осуществил поставку требуемого заказчику товара.
Таким образом, материалами проверки подтверждается факт неоднократного нарушения поставщиком сроков поставки товара.
24.12.2021 заказчиком в адрес поставщика направлена претензия с требованием об уплате неустойки.
Кроме того, 24.12.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с неисполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ч.1 ст.523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (ч.2 ст.450 ГК РФ).
При этом, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров и поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (ч.2 ст.523 ГК РФ).
Пункт 4.4.7. контракта предусматривает право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Более того, в соответствии с п.10.3. контракта, настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, а также в одностороннем порядке в соответствии с положениями ч. 8 - 23 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и нормами Гражданского кодекса.
В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе (действующей на момент расторжения контракта), решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Как установлено, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятое заказчиком 24.12.2021, в этот же день размещено в единой информационной системе и направлено поставщику по адресу его электронной почты - zakaz62-org@yandex.ru. Кроме того, данное решение 28.12.2021 направлено поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено, принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт был расторгнут 21.01.2022, в силу положений ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе.
По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как установлено, доказательств, подтверждающих наличие каких-либо препятствий обществу в поставке требуемого заказчиком в направляемых заявках товара в предусмотренные контрактом и заявками сроки, поставщиком в материалы проверки не представлено.
Кроме того, в материалы проверки не представлено документов, свидетельствующих о принятии обществом достаточных мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Доказательств, свидетельствующих о совершении обществом действий, направленных на надлежащим образом исполнение условий контракта, обществом не представлено.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено.
Также в материалы проверки обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Кроме того, необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения заказчиком электронного аукциона.
Подрядчик подавал заявку, им выражено согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных аукционной документацией, которая также содержала условие о необходимости поставки товара по заявкам заказчика в установленные сроки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
У поставщика не возникло разногласий по контракту, он счел для себя разумным и возможным участие в электронном аукционе.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
Участник, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.
Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.
При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.
Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков выполнения работ, необходимых для реализации государственных полномочий и функций.
При этом, поставщик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.
Кроме того, в настоящем случае поставщик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки не осуществил поставку необходимого заказчику по направленным заявкам товара по контракту. Тем самым, он создал все условия для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях поставщика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.
Поставщиком не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,
- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.
С учетом изложенного, на основании п.13 Правил имеются законные основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлены нарушения ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Так, 28.01.2022 заказчиком в Липецкое УФАС России направлено обращение о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, установлено, что датой расторжения рассматриваемого контракта является 21.01.2022.
Следовательно, надлежащей датой направления заказчиком в Липецкое УФАС России обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта является дата- не позднее 26.01.2022.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение требований части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, данное нарушение не является основанием для отказа во включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года следующие сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Заказ62", а также его директоре, в связи с односторонним отказом ОГУП "Елецводоканал" от исполнения контракта от 16.06.2021 N0600600009421000007-07-ЭА-21 на поставку бумаги листовой (реестровый номер контракта 3482100203721000010):
- общество с ограниченной ответственностью "Заказ62" (_);
- генеральный директор: _.;
- номер реестровой записи в едином реестре участников закупок: 21007354,
- идентификационный код закупки: 213482100203748210100100170011712000
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
21.01.2022 |
26.01.2022 |
28.01.2022 |
2 |
28.01.2022 |
04.02.2022 |
03.02.2022 |
0 |
08.02.2022 |
07.02.2022 |
0 |
2 |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 3 февраля 2022 г. N РНП-48-14с/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2022