В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 22-п от 31.01.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:., Членов Инспекции:.,
В присутствии: представителя ОПФР по Оренбургской области -. по доверенности,
представители индивидуального предпринимателя Шемелиной Е.Ю. на рассмотрение не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств не заявляли,
рассмотрев обращение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (вх. N 861 от 28.01.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Шемелиной Е.Ю. (ИНН: 890409695431) в связи с односторонним расторжением контракта на приобретение средств связи и телекоммуникаций (номер извещения N 0253100000221000091),
УСТАНОВИЛА:
28.01.2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (вх. N 861 от 28.01.2022 г.) (далее - Заказчик, Заявитель) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Шемелиной Е.Ю. (ИНН: 890409695431) (далее - Поставщик, ИП Шемелина Е.Ю.) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на приобретение средств связи и телекоммуникаций (номер извещения N 0253100000221000091).
Уведомлением по делу N РНП-56-08-06-31/2022 от 31.01.2022 г. заседание Инспекции Оренбургского УФАС России по рассмотрению обращения было назначено на 04 февраля 2022 г. в 14 час. 30 мин.
04 февраля 2022 г. в 14 час. 30 мин в заседании Инспекции присутствовал представитель Заказчика, доводы, изложенные в обращении, поддержал, просил включить сведения об ИП Шемелиной Е.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с неисполнением государственного контракта на приобретение средств связи и телекоммуникаций от 08.10.2021 г. N206.
Представители ИП Шемелиной Е.Ю. на рассмотрение дела не явились, письменные пояснения не предоставили, ходатайств не заявляли.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела было направлено ИП Шемелиной Е.Ю. по адресу электронной почты - evgenina1@yandex.ru, указанному на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru в разделе "Единый реестр участников закупки", а также по адресу электронной почты - etltorgi@yandex.ru, указанному в государственном контракте на приобретение средств связи и телекоммуникаций от 08.10.2021 г. N206.
Инспекцией Оренбургского УФАС России учтено, что обязанность по просмотру электронной почты лежит на ИП Шемелиной Е.Ю.
Доказательств того, что адреса электронной почты - evgenina1@yandex.ru, etltorgi@yandex.ru - заблокированы, и у предпринимателя существует иной адрес электронной почты, в материалы дела не представлено.
Адрес электронной почты электронной почты - evgenina1@yandex.ru, указанный в регистрационных данных ИП Шемелиной Е.Ю. единой информационной системы в сфере закупок также является достоверным, поскольку при регистрации заказчика в единой информационной системе в сфере закупок и при размещении закупки производится процедура идентификации участника, в том числе посредством ЭЦП.
Кроме того, адрес электронной почты etltorgi@yandex.ru согласован сторонами в государственном контракте на приобретение средств связи и телекоммуникаций от 08.10.2021 г. N206. Для того, чтобы достоверно установить принадлежность адреса электронной почты стороне переписки, достаточно согласовать этот адрес в реквизитах сторон договора или иного соглашения.
Следовательно, Оренбургским УФАС России были предприняты все возможные меры к уведомлению ИП Шемелиной Е.Ю. о дате, времени и месте рассмотрения дела, однако по обстоятельствам, зависящим от него самого, адресат с уведомлением о назначении даты рассмотрения дела не ознакомился. Следовательно, исходя из положений ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ, ИП Шемелина Е.Ю. о дате рассмотрения дела уведомлена.
Таким образом, Оренбургским УФАС России считается соблюденным порядок уведомления лица о дате, времени и месте рассмотрения дела.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ИП Шемелиной Е.Ю.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
15.09.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об аукционе в электронной форме на приобретение средств связи и телекоммуникаций (номер извещения N 0253100000221000091).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 90 204,26 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 24.09.2021 N0253100000221000091-1 единственным участником электронной процедуры и победителем признана ИП Шемелина Е.Ю. с предложением о цене муниципального контракта 90 204,26 рублей.
08.10.2021 г. между ИП Шемелиной Е.Ю. и государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области заключен государственный контракт на приобретение средств связи и телекоммуникаций от 08.10.2021 г. N206 (далее - Контракт).
Согласно разделу 1 Контракта установлено следующее:
"1.1. Поставщик обязуется поставить средства связи и телекоммуникаций (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.".
Согласно разделу 3 Контракта:
"3.1. Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Российская Федерация, 460040, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Мира, д. 18А (далее - место доставки), в срок до _______________________.
Поставщик не менее чем за 2 (два) дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
3.2. Оформление документа о приемке поставленного Товара (за исключением отдельного этапа исполнения Контракта) осуществляется после предоставления Поставщиком обеспечения гарантийных обязательств в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в порядке и в сроки, установленные разделом VIII Контракта".
Согласно разделу 4 Контракта:
"4.1. Поставщик обязан:
4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
4.1.3. обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
4.1.5. предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;"
В свою очередь, Заказчик обязан:
"4.3.1. обеспечить своевременную приемку и оплату поставленного Товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом".
Согласно обращению Заказчика, представленным материалам дела, в соответствии с п. 3.1. Контракта поставка товара должна быть осуществлена до 23 октября 2021 года. По состоянию на 29.11.2021 к исполнению Контракта Поставщик не приступил. По истечении срока поставки, установленного Контрактом, Поставщику направлялось требование об исполнении обязательств (от 26.11.2021 г. N 5003-06/24294).
Из материалов также установлено, что ИП Шемелиной Е.Ю. письмом от 12.11.2021 г исх. N 09-11 предложен к поставке товар с улучшенными характеристиками, подходящий под нужды Заказчика. Стационарный проводной телефонный аппарат Panasonic KX-TS2358RUW замена на Стационарный проводной телефонный аппарат Gigaset DA610 в количестве 25 штук.
Из пояснений представителя Заказчика Инспекцией установлено, что в товаре, предлагаемом Поставщиком - улучшенной характеристикой являлось лишь наличие дисплея на телефонном аппарате. Остальные характеристики соответствовали характеристикам, указанным Сторонами в контракте. В связи с чем, Заказчиком принято решение об отказе в принятии товара с заявленными ИП Шемелиной Е.Ю. характеристиками.
При этом, из представленных материалов дела - доказательств направления ИП Шемелиной Е.Ю. каких-либо ответов в адрес заказчика, письменных пояснений о причинах неисполнения условий Контракта не направлялось.
Согласно п. 12.2 Контракта:
"12.2. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.12.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 5003-12/29526 от 09.12.2021 г.) в связи с нарушением ИП Шемелиной Е.Ю. существенных условий Контракт.
09.12.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
Из пояснений представителя Заказчика, а также представленных материалов, Инспекцией установлено, что 09.12.2021 г. Решение Заказчика направлено предпринимателю по адресу электронной почты. 10.12.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено Заказчиком посредством Почты России в адрес ИП Шемелиной Е.Ю. (по юридическому адресу, указанному в Контракте от 08.10.2021 г N260: 308036, г. Белгород, ул. Губкина 15 д., кв. 200). Доказательства отправки в материалы дела представлены.
19.01.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено в адрес Заказчика в связи с истечением срока хранения. Доказательства отслеживания об отправке, получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 5003-12/29526 от 09.12.2021 г.) в материалы дела также представлены.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная ч. 12 ст. 95, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая положения ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, 30.01.2022 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Как следует из материалов дела, ИП Шемелина Е.Ю. уклонилась от исполнения государственного контракта на приобретение средств связи и телекоммуникаций от 08.10.2021 г. N206 в установленные сроки. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения условий указанного контракта, представлено не было.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Кроме того, согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализуя указанный принцип, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включается информация об участниках закупок, нарушивших существенные условия контракта.
Участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчикам с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В настоящем случае, ожидаемым и добросовестным поведением предпринимателя явилось бы надлежащее исполнение условий контракта.
Вместе с тем, ИП Шемелиной Е.Ю. не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения государственного контракта на приобретение средств связи и телекоммуникаций от 08.10.2021 г. N206, в ее поведении наличествуют признаки недобросовестности и при таких обстоятельствах включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч.7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Соответственно, принимая решение об участии в аукционе и подавая заявку, участник закупки несет риск и должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае совершения недобросовестных действий в рамках подписания контракта.
Кроме того, Инспекцией Оренбургского УФАС России, оценивая добросовестность ИП Шемелиной Е.Ю., принят во внимание факт, что на момент рассмотрения настоящего обращения Заказчика, сведения об ИП Шемелиной Е.Ю включены в реестр недобросовестных поставщиков (согласно сведениям, размещенным в сети "Интернет" на сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru).
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (вх. N 861 от 28.01.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Шемелиной Евгении Юрьевны (ИНН: 890409695431) в связи с односторонним расторжением контракта на приобретение средств связи и телекоммуникаций (номер извещения N 0253100000221000091), удовлетворить.
2. Сведения, представленные государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области в отношении:
- индивидуального предпринимателя Шемелиной Евгении Юрьевны (ИНН: 890409695431 адрес: 308036, г. Белгород, ул. Губкина 15 д., кв. 200);
включить в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя Шемелиной Евгении Юрьевны в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию об индивидуальном предпринимателе Шемелиной Евгении Юрьевне из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Дата события |
1 раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
2 раздел |
3 раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (1+2+3 разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по 1 разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения* |
Итого просрочка в днях по 2 разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по разделу |
|||
30.01.2022 |
02.02.2022 |
28.01.2022 |
0 |
28.01.2022 |
04.02.2022 |
04.02.2022 |
0 |
09.02.2022 |
09.02.2022 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 4 февраля 2022 г. N РНП-56-08-06-31/2022 (ключевые темы: исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - односторонний порядок - антимонопольный орган - государственный, муниципальный контракт)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2022