Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта указанного отдела,
в присутствии представителя муниципального заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Дирекция по обеспечению деятельности муниципальных учреждений" (далее - Заказчик) Кушнаренко А.Н., действующего на основании прав по должности директора учреждения (стороне разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
без участия представителей уполномоченного органа - администрации Архаринского района (далее - Уполномоченный орган) и заявителя жалобы - общества с ограниченной ответственностью "Райчихинское пассажирское автотранспортное предприятие-3" (далее - ООО "РПАТП-3", Заявитель), уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрела поступившую 28.01.2022 в Амурское УФАС России жалобу ООО "РПАТП-3" на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств, объявленного извещением от 19.01.2022 N 0123300037022000001 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в несоответствии аукционной документации требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи.
Как следует из жалобы, Заявитель указывает на то, что в проекте контракта закупки N 0123300037022000001 Заказчиком в нарушение положений законодательства, регулирующего лицензионную деятельность, установлено, что услуги оказываются за счет средств Исполнителя по адресам: Амурская область, Архаринский район, с. Касаткино, ул. Гапонова 34; с. Отважное, ул. Центральная, 31/1; с. Новоспасск, ул. Школьная 16; с. Иннокентьевка, ул. Калинина 53/1 3.2. Явку водителей на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров обеспечивает Заказчик. Указанное требование, по мнению Заявителя, ограничивает участников закупки.
На заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в материалы дела. Просил признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением администрации Архаринского района Амурской области от 29.03.2019 N 169 "Об организации закупок для обеспечения муниципальных нужд" указан уполномоченный орган на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд - администрация Архаринского района.
19.01.2022 Уполномоченным органом по заявке Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123300037022000001 и документация о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Начальная (максимальная) цена контракта - 437 500,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 19.01.2022 в 09:14. Дата и время окончания срока подачи заявок - 27.01.2022 в 10:00. Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 27.01.2022. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 31.01.2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.01.2022 N 0123300037022000001 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам.
В связи с возникшей у Заказчика потребностью Уполномоченным органом совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки N 0123300037022000001.
Как пояснил представитель Заказчика на заседании Комиссии Амурского УФАС России, проведение названной закупки обусловлено необходимостью осуществления подвоза обучающихся в образовательные учреждения Архаринского района.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе определено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией Амурского УФАС России установлено, что подпунктом н) пункта 1 Приложения 3 к извещению о проведении аукциона в электронной форме N 0123300037022000001 определено, что заявка на участие в закупке, должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ.
Пунктом 1.5 проекта контракта по закупке N 0123300037022000001 определено, что место оказания услуг по месту нахождения Исполнителя, в специально отведенных помещениях, соответствующих для оказания данного вида услуг, расположенных в п. Архара.
Как следует из пункта 4.1.2. проекта контракта рассматриваемой закупки исполнитель обязан оказывать услуги Заказчику в специально отведенных помещениях, соответствующих требованиям для оказания данного вида услуг, расположенных в черте п. Архара.
Пунктом 3.1 приложения N 1 проекта контракта по закупке N 0123300037022000001 предусмотрено, что услуги оказываются за счет средств Исполнителя по адресам: Амурская область, Архаринский район, с. Касаткино, ул. Гапонова 34; с. Отважное, ул. Центральная, 31/1; с. Новоспасск, ул. Школьная 16; с. Иннокентьевка, ул. Калинина 53/1 3.2. Явку водителей на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров обеспечивает Заказчик.
Указанные противоречия в отношении места оказания услуг (в одном случае по месту нахождения Исполнителя, а в другом - по адресам Заказчика), как следует из пояснений представителя Заказчика, обусловлены технической ошибкой.
Оценив довод Заявителя о том, что установление Заказчиком конкретных адресов оказания услуг ограничивает участников закупки, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам.
Поскольку названная закупка обусловлена необходимостью осуществления подвоза обучающихся в образовательные учреждения Архаринского района, Амурское УФАС России учитывает соответствующую специфику закупки в части сложности дополнительной организации Заказчиком подвоза водителей к месту проведения предрейсового медицинского осмотра в с. Архара, а также потребность Заказчика в оказании услуг именно по указанным адресам сельских поселений ввиду удаленности указанных поселений от пгт. Архара.
Безопасность дорожного движения - процесса, отражающего степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий обеспечивается, в том числе организацией трудовой деятельности водителей транспортных средств, включающей в себя обязательное получение услуг по проведению предрейсового/послерейсового медосмотра водителей, что закреплено в статье 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
В пункте 3 статьи 23 Закона N 196-ФЗ отражено, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Согласно пункту 5 данной статьи обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, проводятся за счет средств работодателя.
Пунктом 6 статьи 23 Закона N 196-ФЗ определено, что целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу пункта 7 данной статьи Закона обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" согласно которой в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок установлен Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", в пункте 9 которого указано, что организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
В Типовом положении об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, содержащимся в приложении N 2 Методических рекомендаций "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденных Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002 (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32), закреплено, что
- предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения (пункт 1.2.);
- предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию (пункт 1.4.);
- предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт (пункт 1.5);
- предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения (пункт 1.6).
Таким образом, Заказчик требования к участникам закупки изложил в соответствии с нормами действующего законодательства в области проведения медицинских осмотров, и при этом применил эти требования в равной степени ко всем участникам закупки, имевшим намерение участвовать в конкурсе и выполнить работы, оказать услугу по предрейсовому и послерейсовому медосмотру, и поэтому отражение в проекте контракта сведений об адресе оказания услуг по предмету закупки по адресам Заказчика, не носит дискриминационного характера, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Амурского УФАС России учитывает, что заявителем не реализовано право на подачу запроса о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки, равно как и намерение стать участником спорной закупки.
Одновременно Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что ни нормы законов, ни подзаконных нормативных актов, ни разделы спорного извещения об осуществлении закупки не содержат требований к участникам закупки о наличии у них лицензии на осуществление медицинской деятельности по адресу заказчика.
Таким образом, доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о том, что информация относительно места оказания услуг (пунктом 1.5 проекта контракта определено, что место оказания услуг по месту нахождения Исполнителя, пунктом 3.1 приложения N 1 проекта контракта указано, что место оказания услуг по адресам Заказчика) не отвечает принципу полноты и достоверности информации поскольку при проведении аукциона у участников может возникнуть разное понимание о месте оказания услуг.
Исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе, следует, что извещение о закупке должно обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки. Условия оказания услуг не может содержать противоречивой или непонятной информации и должны полностью информировать потенциальных участников закупки о соответствующих требованиях, указанные требования должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.
Таким образом, в действиях Уполномоченного органа, разместившего противоречивую информацию на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, Комиссия Амурского УФАС России признает нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Поскольку материалами дела не установлено, что выявленные нарушения повлияли или могли повлиять на результаты определения исполнителя, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу ООО "РПАТП-3" на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств, объявленного извещением от 19.01.2022 N 0123300037022000001 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Райчихинское пассажирское автотранспортное предприятие-3" необоснованной.
2. Признать Уполномоченный орган нарушившим часть 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
Е.В. Стрелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 4 февраля 2022 г. N 028/06/105-48/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2022