Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "АВТОДОМ" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 86" (далее - Заказчик), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 2463-ЭП/22 от 27.01.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений и прилегающей территории для СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 86" в 2022-2023 годах (извещение номер 0172200004321000223) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 08.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004321000223. Начальная (максимальная) цена контракта - 23 784 733, 80 рублей.
В жалобе ООО "АВТОДОМ" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, в нарушении правил описания объекта закупки, в установлении ненадлежащего порядка приемки услуг.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Относительно довода Заявителя о ненадлежащем расчете начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия УФАС отмечает следующее.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, осуществляется органами, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и не относится к ведению антимонопольных органов, довод Заявителя о нарушении Заказчиком правил формирования начальной (максимальной) цены контракта Комиссия УФАС оставляет без рассмотрения.
2. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Кроме того, по смыслу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчику надлежит указывать именно те показатели, которые отражают его действительную потребность, указание которых обусловлено целью поставки товара, наиболее соответствующему целям закупки.
Из содержания документации об аукционе следует, что Заказчиком установлено требование, в силу которого, при оказании услуг (выполнении работ), поставлять необходимые товары, оборудование, изделия, конструкции, а также осуществлять их разгрузку и складирование, Исчерпывающий перечень поставляемых товаров указан в приложении N3 к настоящей документации о закупке. Для осуществления входного контроля с целью проверки соответствия показателей качества поставляемых товаров, материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям государственных стандартов, технических условий или технических свидетельств на них, Исполнитель предоставляет сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество поставляемых материалов, оборудования, конструкций и деталей. Все товары, материалы, изделия, конструкции и оборудование, указанные в приложении N3 к настоящей документации о закупке, передаются по акту комиссии Заказчика для осуществления проверки качества и приемке поставляемых товаров и оборудования до момента применения их при оказании услуг (выполнении работ). Поставляемые при оказании услуг (выполнении работ) материалы, изделия, конструкции и оборудование будут приняты к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Все содержащиеся в техническом задании товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент". Эквивалентность (аналогичность) материалов (комплектующих и оборудования) определяется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Исполнитель поставляет по 1 шт. каждого наименования, указанного в приложении N3 к настоящей документации о закупке.
Также из содержания документации следует, что объект рассматриваемой закупки предусматривает использование при оказании услуг следующих товаров:
Предоставление необходимого уборочного оборудования и расходных материалов
Предоставление расходных материалов для санузлов (жидкое мыло и туалетная бумага). Замена туалетной бумаги производится по мере необходимости, из расчета 1 рулон на 1 диспенсер.
Предоставление во временное пользование грязеулавливающих покрытий на входных группах.
Предоставление бытовой химии и средств дезинфекции, необходимой для проведения ежедневной уборки и дезинфекции убираемых поверхностей.
Предоставление спецодежды и средств индивидуальной защиты персонала Исполнителя.
В свою очередь, документация об аукционе не содержит требований к показателям товаров, используемых при оказании закупаемых услуг, а также их полный (исчерпывающий) перечень, кроме того, Заказчиком не определен перечень поставляемых товаров, указание на которые должно содержаться в приложении N 3 документации, которое, в свою очередь, отсутствует в составе документации, что свидетельствует о том, что Заказчиком не в полной мере установлены требования, позволяющие определить потребности Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Относительно утверждения Заявителя о том, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок приемки закупаемых услуг, Комиссия УФАС отмечает следующее.
В качестве обоснования своих доводов Заявитель ссылается на положение ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
Так, согласно указанной нормы Закона о контрактной системе, при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона), поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
Из содержания информации, размещенной в ЕИС, следует, что рассматриваемая закупка размещена Уполномоченным органом, Заказчиком 08.12.2021.
В свою очередь, ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ определяет право Заказчика, а не обязанность применять положения части 13 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до 1 января 2022 года.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствие в проекте контракта условия, предусмотренного 13 ст. 94 Закона о контрактной системе, не свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит данный довод Заявителя необоснованным.
4. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 59, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВТОДОМ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 февраля 2022 г. N 44-417/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2022