Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
в отсутствие представителей СПб ГБУСОН "Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик), ИП Меньшикова Р.А. (далее - Заявитель), уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 2767-ЭП/22 от 31.01.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на выполнение ремонтных работ с элементами дизайна в помещении СПб ГБУ СОН "ЦСПСиД Калининского района Санкт-Петербурга", расположенном по адресу: г.Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 105, корп. 1 (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004321000257. Начальная (максимальная) цена контракта - 27 170 430, 00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
В силу п. 3.32 Административного регламента, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае, если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
04.02.2022 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжилось 07.02.2022 тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, а также информация, содержащаяся в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных п.п. 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
При этом в п. 27 (2) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Конкурсной документацией в оспариваемой части предусмотрен следующий порядок оценки по нестоимостному критерию "Квалификация участника закупки":
Значимость критерия - 40%, коэффициент значимости критерия оценки = 0,4
Для получения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участника конкурса" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Квалификация участника закупки" определяется по формуле:
НЦБi = НЦБi1+НЦБi2,
где:
НЦБi1 - количество баллов, присуждаемых заявке i-го Участника, по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов".
НЦБi2 - количество баллов, присуждаемых заявке i-го Участника, по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)".
В соответствии с пунктом 27.2 Правил в отношении не стоимостного критерия оценки "Квалификация участника конкурса" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
|
Показатели критерия "квалификация участника конкурса |
Значимость показателя, % |
Коэффициент значимости показателя |
2.1. |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) |
80 |
0,80 |
2.2. |
Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) |
20 |
0,20 |
1. Порядок оценки показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
Количество баллов (НЦБi1), присуждаемых i-й заявке по критерию "Квалификация участника конкурса", определяется по формуле:
а) в случае если К max < Кпред,
б) в случае если К max Кпред,
При этом ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Kпред - 200 000 000,00 рублей
НЦБ1max - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное Заказчиком
Значимость показателя: 80%
Коэффициент значимости показателя: 0,80
Участник закупки подтверждает сведения по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" представленными в составе заявки копиями успешно выполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), исполненных за период с 01 января 2018 до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке, заключенных с данным участником и копиями оформленных актов выполненных работ.
Под успешным исполнением контрактов (договоров) понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) по данным контрактам (договорам).
Виды работ по выполненным контрактам (договорам) должны соответствовать основным видам работ по конкурсной документации, а стоимость работ по каждому из выполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее сорока процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу.
В случае если стоимость выполненных работ по контракту (договору) в соответствии с представленными актами составляет менее сорока процентов от начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится настоящий конкурс, стоимость работ по такому контракту (договору) при определении баллов по показателю не учитывается.
Учитываются только те контракты (договоры), в составе обязательных приложений которых присутствуют все приложения и дополнительные соглашения, а также:
- копии актов приемки выполненных работ по таким контрактам (договорам) (в т.ч. по форме КС-2), иные документы (согласно тексту контракта (договора), подтверждающие приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту (договору)).
В вышеуказанных документах должен быть указан участник закупки, а также совпадать наименование объекта, в отношении которого выданы данные документы.
В случае отсутствия в составе заявки контракта (договора) и/или вышеуказанных приложений к контракту (договору) в полном объёме, такой контракт (договор) не учитывается при оценке заявки по данному показателю критерия.
Участнику также рекомендуется в свободной форме предоставить сводный реестр исполненных контрактов, содержащий сведения о заказчиках, сроках исполнения и стоимости исполненных контрактов (договоров).
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Непредставление информации по показателю не влечет отклонение заявки участника и не влияет на допуск участника к конкурсу.
Участнику, не представившему информацию по показателю, присваивается 0 баллов. Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, если представленные сведения не подтверждены копиями документов.
2. Порядок оценки показателя "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)".
Количество баллов (НЦБi2), присуждаемых i-й заявке по критерию "Квалификация участника конкурса", определяется по формуле:
а) в случае если К max < Кпред,
б) в случае если К max Кпред,
При этом ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Kпред - 60 000 000,00 рублей
НЦБ2max - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное Заказчиком
Значимость показателя: 20%
Коэффициент значимости показателя: 0,20
Участник закупки подтверждает сведения по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" представленной в составе заявки копией успешно выполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), исполненных за период с 01 января 2018 до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке, заключенного с данным участником и копиями оформленных актов выполненных работ.
Под успешным исполнением контракта (договора) понимается исполнение участником закупки контракта (договора) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) по данному контракту (договору).
Учитывается только контракт (договор), в составе обязательных приложений которого присутствуют все приложения и дополнительные соглашения, а также:
- копии актов приемки выполненных работ по таким контрактам (договорам) (в т.ч. по форме КС-2), иные документы (согласно тексту контракта (договора), подтверждающие приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту (договору)).
В вышеуказанных документах должен быть указан участник закупки, а также совпадать наименование объекта, в отношении которого выданы данные документы.
В случае отсутствия в составе заявки контракта (договора) и/или вышеуказанных приложений к контракту (договору) в полном объёме, такой контракт (договор) не учитывается при оценке заявки по данному показателю критерия.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Непредставление информации по показателю не влечет отклонение заявки участника и не влияет на допуск участника к конкурсу.
Участнику, не представившему информацию по показателю, присваивается 0 баллов. Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, если представленные сведения не подтверждены копиями документов
ПОДСЧЕТ ИТОГОВОГО РЕЙТИНГА:
Для оценки заявки на участие в конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки. Рейтингом заявки по критерию оценки является оценка в баллах, присуждаемых по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
где:
-итоговый рейтинг заявки;
- количество баллов, присуждаемых по стоимостному критерию оценки "Цена контракта";
- количество баллов, присуждаемых по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участника конкурса".
Присуждение каждой заявке на участие в конкурсе порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке на участие в конкурсе, набравшей самый высокий итоговый рейтинг, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Комиссия УФАС отмечает, что установленное Заказчиком условие, согласно которому при оценке заявок по вышеуказанному показателю учитываются исключительно только контракты (договоры) с ценой каждого не менее 40% НМЦК настоящей закупки не предусмотрено Правилами и не способствует выявлению лучшего предложения об исполнении контракта, поскольку не позволяет в полном объеме оценить общую стоимость всех исполненных контрактов (договоров) в рамках установленного показателя, так как не позволяет участникам закупки учитывать контракты с ценой менее определенной Заказчиком, с учетом того, что объем работ по таким контрактам может быть сопоставим или превышающим объем работ, предусмотренных рассматриваемой закупки.
Таким образом, указанное условие создает необоснованное преимущество для участников закупки, имеющих в качестве подтверждения опыта контракты с ценой, превышающей 40% НМЦК рассматриваемой закупки по отношению к участникам, имеющих меньшее количество таких контрактов, при этом общая стоимость исполненных таким участником контрактов (договоров) будет выше.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что при установлении критериев оценки в части предоставления опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема необходимо руководствоваться сроками, установленными постановлением Правительства Российской Федерации N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", в свою очередь, указанное постановление Правительства не предусматривает возможность устанавливать в отношении установленных Заказчиком показателей требования о предоставлении документов, подтверждающих опыт выполнения работ в качестве генерального подрядчика не ранее установленного Заказчиком периода.
Комиссия УФАС также приходит к выводу том, что требование в отношении срока заключения контрактов (договоров) и их стоимости, а также положение о том, что расторгнутые контракты (договоры), в том числе по соглашению сторон, не считаются исполненными, не соответствует Правилам, поскольку контракты, расторгнутые по соглашению сторон, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ при наличии актов выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, наличие штрафных санкций при исполнении контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства соответствующего вида не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, поскольку указанные факт применения штрафных санкций по отношении к исполнителю контракта не свидетельствует об их законности и обоснованности, при условии возможного их обжалования в установленном порядке.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок в рассматриваемой части, нарушают ч. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченном органу, Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 февраля 2022 г. N 44-474/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2022