Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Колледж "Красносельский" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
АНО "ДОЗОР" (далее - Заявитель)при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 2481-ЭП/22 от 27.01.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и обеспечению охраны объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Колледж "Красносельский" в 2022 и 2023 годах (извещение N 0372200268221000036) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 30.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200268221000036.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 014 800,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии конкурсной документации для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке установил, в том числе, следующие положения:
Раздел 16. Критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке
1. Для оценки заявок заказчиком применяется балльная система оценки заявок с учетом предельных величин каждого критерия оценки заявок, определяемых Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Порядком оценки заявок, установленном постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) и частью I.
При оценке заявок применяются следующие термины, установленные в Правилах:
"оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены;
"значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, выраженный в процентах;
"коэффициент значимости критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, деленный на 100;
"рейтинг заявки по критерию оценки" - оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности, содержащихся в ней условий исполнения контракта, производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Оценка заявок производится на основании критериев оценки, величины их значимости, установленных в специальной части.
Неуказанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Сумма величин значимости критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100 процентов.
Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
При оценке заявок Заказчиком применяется балльная система оценки заявок с учетом следующих критериев:
Критерии оценки |
Максимальная оценка в баллах по критерию |
Значимость критерия |
Коэффициент значимости |
Максимальный рейтинг по критерию |
Максимальный итоговый рейтинг |
Критерий 1: Цена контракта |
100 баллов |
40% |
0,4 |
40 баллов |
100 баллов |
Критерий 2:Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
100 баллов |
60% |
0,6 |
60 баллов |
2. Специальная часть определяет порядок оценки заявок, величины значимости критериев оценки заявок для оценки заявок, осуществляемых комиссией по закупкам в целях выявления лучших условий исполнения контракта. Все предоставляемые участником документы, предоставляемые для оценки по показателям критериев оценки должны быть достоверными, представлены в объеме, предусмотренном конкурсной документацией и не противоречить техническому заданию. При рассмотрении предложения участника, комиссия не оценивает степень детализации описания предложения. Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник конкурса. В случае установления фактов недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса для подтверждения своей квалификации, информация будет использована согласно части 5 статьи 54.7 Закона.
3. Оценка заявок производится на основании критериев оценки, величины их значимости, установленных в специальной части.
Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
4. Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, составляет 100 процентов.
5. Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности, содержащихся в ней условий исполнения контракта производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке.
Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Оценка заявок на участие в конкурсе не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона.
6. Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
7. Оценка по критерию 1: "Цена контракта". Коэффициент значимости критерия 1 = 0.4
Количество баллов, присуждаемых по критерию 1 "Цена контракта" (), определяется по формуле:
а) в случае если, , где: - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если , , где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
Для расчета рейтинга заявки по критерию "Цена контракта", количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости (КЗ = 0.4).
Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
При оценке заявок по критерию "Цена контракта" лучшим условием исполнения контракта по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой контракта.
Контракт заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке.
8. Для оценки заявок по Критерию 2 "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в соответствии с пунктом 10 Правил устанавливаются следующие Показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки услуг по нестоимостным критериям оценки:
Показатели Критерия 2 |
Значимость показателя |
Коэффициент значимости |
Максимальный рейтинг по показателю |
Показатель 1: Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
100 % |
1,0 |
100 баллов |
Сумма максимальных значений всех Показателей |
100 баллов |
Оценка заявок (предложений) по Критерию 2 "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" будет осуществляться следующим способом:
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по Критерию 2 определяется по формуле:
НЦБi = (НЦБi1 + НЦБi2+НЦБi3) х КЗ, где:
НЦБi- количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по сумме баллов присвоенных каждой заявке(предложению) по 3-м Показателям
НЦБi1, НЦБi2,НЦБi3- количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по соответствующему показателю (количество баллов по Показателям 1, 2,3 рассчитывается в соответствии с пп 8.1, 8.2, 8.3 данного раздела)
КЗ - коэффициент значимости критерия 2 = 0.6
8.1. Для оценки заявок по Показателю 1: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", в соответствии с пунктом 27(4) Правил в отношении Показателя 1 "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" предусмотрены следующие Подпоказатели:
Подпоказатели Показателя 1 |
Значимость показателя |
Коэффициент значимости |
Максимальный рейтинг по подпоказателю |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) |
10 % |
0,10 |
10 баллов |
Общее количество исполненных контрактов (договоров) |
80 % |
0,80 |
80 баллов |
Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) |
10 % |
0,10 |
10 баллов |
Сумма максимальных значений всех Подпоказателей |
100 баллов |
Документы и сведения, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации, порядок оценки и присвоения баллов:
В качестве подтверждения квалификации по Показателю 1 "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема"
Для подтверждения наличия у участника закупки контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) участник закупки предоставляет в составе заявки копии следующих документов: контрактов (договоров) на оказание услуг по физической охране заключенных и исполненных в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ в период с 01.01.2019 по дату подачи заявки, со всеми изменениями, дополнениями и приложениями, а также копиями оформленных актов сдачи-приемки оказанных услуг в соответствии с условиями контрактов (договоров), подтверждающих оказание услуг надлежащего качества. В случае если сведения о надлежаще исполненных участником конкурса контрактах (договорах) на оказание услуг по физической охране содержатся в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, расположенного на официальном сайте ЕИС (http://zakupki.gov.ru) (далее - реестр контрактов), участник конкурса вправе вместо указанных документов представить в составе заявки сведения о реестровых номерах соответствующих контрактов (договоров) из реестра контрактов.
Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор) заключенный и исполненный в период с 01.01.2019 по дату подачи заявки. Обязательства по которому, в соответствии с его условиями, полностью исполнены участником, отсутствуют судебные разбирательства или решения, вынесенные не в пользу участника, отсутствуют неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору (контракту).
В случае наличия в представленных документах неполной информации, такой документ считается не представленным. В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту (договору), комиссия не учитывает такой контракт (договор).
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе такой информации не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены в порядке указанном выше.
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по Показателю 1 определяется по формуле:
НЦБi = (ППi1+ППi2+ППi3) х КЗ, где:
ППi1, ППi2,ППi3- количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по соответствующему подпоказателю (количество баллов по Подпоказателям 1, 2.,3 рассчитывается в соответствии с пп 8.1.1, 8.1.2, 8.1.3 данного раздела)
КЗ - коэффициент значимости Показателя 1 = 1.0.
Комиссия УФАС отмечает, что, исходя из совокупности положений п.п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил N 1085, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком не обосновано должным образом ограничение оценки контрактов исключительно, в соответствии с его условиями, полностью исполненными участником, оплаченных получателем услуг, где отсутствуют судебные разбирательства или решения, вынесенные не в пользу участника. Комиссия УФАС отмечает, что исполненные Заказчиком может быть не полностью оплачены услуги, что и может быть предметом судебного разбирательства, так же, как и судебный иск в адрес Заказчика, проигранный исполнителем.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанным положениям позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Следовательно, в данной части доводы жалобы находят свое подтверждение, а в действиях Заказчика находятся признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих остальные доводы Заявителя.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что с учетом открытой информации о Заявителе, Заявитель не может быть участником данного конкурса.
Следовательно, другие доводы жалобы не могу найти свое подтверждение.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31,33, 54.3, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "ДОЗОР" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 февраля 2022 г. N 44-446/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2022