Резолютивная часть объявлена 02.02.2022
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (далее - заявитель, ИП Меньшиков Р.А.) надлежащим образом извещенного уведомлениями, в том числе публично путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы, в присутствии представителей от Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - заказчик) действующей на основании доверенности Nб/н от 20.12.2021 г., действующего на основании доверенности Nб/н от 20.12.2021 г., рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0179600001221000085 "Благоустройство улицы Первомайская (от пр. Ленина до ул. Ворошилова) с устройством иллюминационного освещения г. Черкесска" (далее - открытый конкурс в электронной форме, конкурс, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика при проведении конкурса.
Согласно жалобе заявителя, конкурсная документация утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ИП Меньшикова Р.А. в сфере предпринимательской деятельности. Требование, установленное в конкурсной документации, о предоставлении в качестве оценки контрактов, договоров исключительно по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, ограничивает конкуренцию на соответствующем товарном рынке.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; обязать заказчика привести документацию о закупке в соответствие с законодательством о контрактной системе.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены ИП Меньшиков Р.А., представители заказчика, Национальной электронной площадки об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ИП Меньшикова Р.А. дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
31 января 2022 года от заказчика представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ИП Меньшикова Р.А., согласно которым конкурсная документация составлена в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Установленные критерии оценки соответствуют требованиям действующего законодательства и позволяют выявить наиболее квалифицированного исполнителя контракта. Требования к порядку оценки, установленные в конкурсной документации, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам Постановления Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 г. Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", определяемой по наибольшей цене одного из исполненных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", предоставляет возможность отражения заказчиком полной информации о заключенном контракте, в том числе о его исполнении и применении к подрядчику неустоек (штрафов и пеней), что дает возможность заказчику иметь полную информацию о заключенном контракте и наличие у него соответствующего опыта. Таким образом, критерии оценки, установленные в конкурсной документации, не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителя конкурса, наиболее соответствующего потребностям заказчика.
Рассмотрение жалобы ИП Меньшикова Р.А. Комиссией состоялось 02 февраля 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП Меньшикова Р.А., проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
27.12.2021 в 14:57 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован открытый конкурс в электронной форме N0179600001221000085 "Благоустройство улицы Первомайская (от пр. Ленина до ул. Ворошилова) с устройством иллюминационного освещения г. Черкесска" (извещение о проведении открытого конкурса - 27.12.2021 14:57 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса и конкурсной документации с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 9 800 900,00 рублей.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
1. Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.2 ст.54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных п.5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла" (п.8 Правил).
В силу п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П.11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п.27 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный ч.16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 ст.34 и ч.56 ст.112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей: а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров); б) общее количество исполненных контрактов (договоров); в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно конкурсной документации, установлен следующий порядок оценки заявок:
1) цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участника закупки) - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.
При этом, согласно конкурсной документации оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующего показателя: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Для оценки заявок (предложений) по данному показателю, учитываются при оценке следующие виды контрактов (договоров):
Оценка по данному показателю определяется по наибольшей цене одного из исполненных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N44-ФЗ или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N223-ФЗ, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В рамках данного показателя Заказчик оценивает наибольшую цену (в рублях) одного из исполненных контрактов (договоров), принятых к оценке.
Под контрактом (договором) сопоставимого объема понимается исполненный контракт (договор), на любую сумму, без ограничения минимальной стоимости такого контракта (договора).
Под контрактом (договором) сопоставимого характера понимается исполненный контракт (договор), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, заключенные в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N44-ФЗ или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N223-ФЗ.
Документы, подтверждающие соответствие данному показателю:
- копии исполненных контрактов (договоров) (с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам (договорам) (при наличии);
- копии акта (актов) выполненных работ по данным контрактам (договорам).
Требования, установленные в приложении N1 к разделу 2 Информационной карты конкурсной документации, по нестоимостному критерию "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", определяемой по наибольшей цене одного из исполненных контрактов (договоров), заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам Постановления Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 г.
Положениями Закона о контрактной системе не регламентирован перечень сведений и документов, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта выполнения соответствующих работ. Законом о контрактной системе и Правилами не предусмотрено каких-либо ограничений в части того какие именно контракты должны быть представлены участниками закупки, заказчик вправе самостоятельно определить перечень таких документов для оценки опыта участника закупки.
Таким образом, по мнению Комиссии Карачаево-Черкесского УФАС России, конкурсная документация в части установления данных показателей критерия оценки заявок не противоречит законодательству, действующему на дату размещения данной закупки.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, а также не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 7 февраля 2021 г. N 009/06/106-08/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2022