Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская Республиканская клиническая больница" (далее - заказчик) , в отсутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Пилот Медикал (далее - заявитель, ООО "Пилот Медикал"), надлежащим образом извещенных уведомлением N274-1/6 от 28.01.2022, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Пилот Медикал", рассмотрев жалобу ООО "Пилот Медикал" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0379200000422000015 "Поставка расходного материала для экстренного диализа (диализатор_)" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Пилот Медикал" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, описание объекта закупки аукциона составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО "Пилот Медикал" в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в описание объекта закупки.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители заказчика, оператора электронной площадки АО "ЕЭТП", в том числе ООО "Пилот Медикал" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "Пилот Медикал" дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
02 февраля 2022 года от заказчика представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО "Пилот Медикал", согласно которым описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями заказчика и положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы ООО "Пилот Медикал" Комиссией состоялось 02 февраля 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Пилот Медикал", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
18.01.2022 16:06 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0379200000422000015 "Поставка расходного материала для экстренного диализа (диализатор_)" (извещение о проведении аукциона - 18.01.2022 в 16:06 ч.) для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и электронных документов об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 978 683, 26 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 18.01.2022 в 16:06 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 27.01.2022 в 09:20 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1) В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка расходного материала для экстренного диализа (диализатор_).
Техническое задание закупки содержит описание закупаемого товара, в том числе описание диализаторов FX код ОКПД 2 - 32.50.50.190-00000902.
По позициям N1, 2 "Диализаторы FX" при описании объекта закупки заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара, который должен быть совместим с имеющимся у заказчика оборудованием - аппарат заместительной почечно-печеночной терапии "Fresenius 5008 S", товарный знак "Фрезениус Медикал Кэа АГ &Ко. КГаА", Германия.
По позиции N1 "Диализаторы FX" заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие): описание - высокопоточный диализатор, повышенной проницаемости; совместимость - аппарат заместительной почечно-печеночной терапии "Fresenius 5008 S"; площадь эффективной поверхности мембраны, кв.м - 2,20,1; коэффициент ультрафиксации (КУФ), мл/час х мм.рт.ст. - не более 75; объем заполнения, мл - 138; клиренс (показатель скорости очищения биологических жидкостей и тканей организма) при потоке диализата 500 мл/мин, скорости кровотока 300 мл/мин и при отсутствии ультрафильтрации: мочевина, мл/мин - не менее 290; креатинин, мл/мин - не менее 280; фосфаты, мл/мин - не менее 269; витамин В12, мл/мин - не менее 211; инулин, мл/мин - не менее 164; стерильность - наличие.
По позиции N2 "Диализаторы FX" заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие): описание - высокопоточный диализатор, повышенной проницаемости; совместимость - аппарат заместительной почечно-печеночной терапии "Fresenius 5008 S"; площадь эффективной поверхности мембраны, кв.м - 1,80,1; коэффициент ультрафиксации (КУФ), мл/час х мм.рт.ст. - не более 63,0; объем заполнения, мл - 118; клиренс (показатель скорости очищения биологических жидкостей и тканей организма) при потоке диализата 500 мл/мин, скорости кровотока 300 мл/мин и при отсутствии ультрафильтрации: мочевина, мл/мин - не менее 289; креатинин, мл/мин - не менее 271; фосфаты, мл/мин - не менее 262; витамин В12, мл/мин - не менее 209; инулин, мл/мин - не менее 161; стерильность - наличие.
С учетом вышеизложенного следует, что заказчиком установлены требования к техническим характеристикам товара (диализаторы) в совокупности соответствующей продукции только одного производителя, а именно: "Fresenius Medical Care", модели FX1000 и FX800.
При этом, техническое задание описания объекта закупки не содержит обоснования необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии только одного производителя, а именно: "Fresenius Medical Care", модели FX1000 и FX800.
Заказчиком установлены ограничивающие требования в отношении объема заполнения, коэффициента ультрафильтрации и границ клиренсовых показателей диализатора.
По позициям "Концентрат сухой основной бикарбонатный" код ОКПД 2 32.50.50.190, заказчиком также установлен товарный знак "Фрезениус Медикал Кэа АГ &Ко. КГаА".
В ходе рассмотрения жалобы представителем Заказчика не представлено доказательств и сведений, подтверждающих наличие на рынке продукции двух и более производителей товара с характеристиками, указанными в техническом задании описания объекта закупки.
Таким образом, установленные заказчиком вышеуказанные требования к поставляемому товару, нарушают ч.3 ст.7, п.1 ч.1, ч.2, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
2) В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Техническое задание закупки содержит описание закупаемого товара, в том числе описание диализаторов FX код ОКПД 2 - 32.50.50.190-00000902.
Заказчиком в материалы дела представлены регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 24.08.2016 NФСЗ 2007/00375 на медицинское изделие диализаторы FX, регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 06.05.2008 NФСЗ 2008/01823 на медицинское изделие "Аппарат "Искусственная почка" типа 5008S с принадлежностями, которые подтверждают существование и наличие в производстве закупаемых товаров и оборудования.
При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что довод жалобы является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пилот Медикал" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская Республиканская клиническая больница" нарушения ч.3 ст.7, п.1, ч.1, ч.2, ч.3 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Республиканскому государственному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению "Карачаево-Черкесская Республиканская клиническая больница", Единой комиссии Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская Республиканская клиническая больница", Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 3 февраля 2022 г. N 009/06/106-7/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2022