Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя от общества с ограниченной ответственностью "ДрагСерВис" (далее - заявитель, ООО "ДрагСерВис"), надлежащим образом извещенного уведомлением N331-1/13 от 01.02.2022 г., в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "ДрагСерВис", в присутствии представителя от Муниципального унитарного предприятия "Центр муниципального заказа Усть-Джегутинского муниципального района" (далее - заказчик, МУП "Центр муниципального заказа Усть-Джегутинского муниципального района") Узденова М.М, действующего на основании доверенности N1 от 03.02.2022 года, рассмотрев жалобу ООО "ДрагСерВис" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0579600001522000001 "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения с международным непатентованным наименованием (МНН) Меропенем (ОКПД2 21.20.10.191: Препараты антибактериальные для системного использования)" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "ДрагСерВис" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе заявителя, описание объекта закупки не соответствует Закону о контрактной системе в части предъявления требования к остаточному сроку годности к лекарственному препарату, значительно превышающему планируемый период использования.
На основании вышеизложенного, заявитель просит принять и рассмотреть жалобу ООО "ДрагСерВис" по существу; приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители заказчика, АО "ТЭК-Торг", в том числе ООО "ДрагСерВис" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
Рассмотрение жалобы ООО "ДрагСерВис" Комиссией состоялось 04 февраля 2022 года дистанционно.
В результате рассмотрения жалобы ООО "ДрагСерВис", анализа представленных документов и сведений, а также в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено следующее.
25.01.2022 г. в 00:09 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0579600001522000001 "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения с международным непатентованным наименованием (МНН) Меропенем (ОКПД2 21.20.10.191: Препараты антибактериальные для системного использования)" с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта - 1 300 000,00 рублей.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
1. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статья 1 Закона о контрактной системе).
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно подпунктам "б", "в" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектов закупки для государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства N1380) при описании объекта закупки заказчики, помимо сведений, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе устанавливают, остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.).
В соответствии с письмом ФАС России от 18 октября 2017 г. NИА/71717/17 "О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности лекарственных препаратов" в целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого товары сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой товары должны сохранять свою пригодность для использования по назначению.
Как установлено Комиссией, в техническом задании о закупке установлено следующее требование к сроку годности: "Товар должен поставляться Заказчику с запасом срока годности - не менее 24 месяцев и в соответствии с требованиями нормативной документации, утвержденной в установленном порядке".
При этом в п.12.1 Проекта контракта установлен срок его действия - до 31.12.2022 г.
По мнению Комиссии, вышеуказанное требование Заказчика к остаточному сроку годности не отвечает критериям обоснованности и объективности, поскольку предусматривает различный остаточный срок годности в зависимости от общего срока годности изделия медицинского назначения, что не связан с фактическими потребностями Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России, приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Заказчик, в нарушение требований Закона о контрактной системе, разместил документацию об электронном аукционе.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Таким образом, перечень документов предусмотренный ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона является исчерпывающим.
Согласно информации размещенной в единой информационной системе, Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0579600001522000001 "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения с международным непатентованным наименованием (МНН) Меропенем (ОКПД2 21.20.10.191: Препараты антибактериальные для системного использования)" предусмотрена документация об электронном аукционе, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с Законом о контрактной системе, составление документации о закупке предусмотрено только при проведении закрытых закупок (п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика, разместившего документацию о проведении электронного аукциона, нарушают положения ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N1042).
Таким образом, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России, изучив проект контракта, установила, что в п. 11.11 применены положения постановления Правительства от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" в старой редакции, таким образом, действия заказчика нарушают требования установленные ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу ООО "ДрагСерВис" обоснованной.
2.Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия "Центр муниципального заказа Усть-Джегутинского муниципального района" нарушения п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.42, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Муниципальному унитарному предприятию "Центр муниципального заказа Усть-Джегутинского муниципального района", АО "ТЭК-Торг" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 4 февраля 2022 г. N 009/06/106-12/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2022