Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от Заказчика - в отсутствие представителей,
от ИП Галстяна А.Ш. - в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Галстяна А.Ш. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Предгорная районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0321300016821000139 "Поставка продуктов питания" (далее - Закупка).
Заявитель обжалует действия Заказчика в части Закупки.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее.
09.12.2021 г. Заказчиком в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0321300016821000139 на поставку продуктов питания.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
По позиции "Рыба трескообразная" Заказчиком установлены следующие требования:
- Масса нетто в потребительской упаковке не менее 1 кг
- Масса нетто в потребительской упаковке не более 3 кг
Согласно инструкции по заполнению заявки (далее - Инструкция), в случае если в требованиях к товарам установлены требования и к максимальным и к минимальным значениям в отношении одной и той же характеристики товара в сопровождении слов "не менее" и "не более", то участник должен указать и минимальное и максимальное значения для данного показателя, при этом вышеуказанные слова из состава заявки не исключаются, значения могут изменяться и должны быть соответственно равным (или более) и равным (или менее) требуемых значений, данное правило является приоритетным в случае противоречия с другими правилами инструкции.
Следовательно, исходя из положения Инструкции, участнику закупки необходимо предоставить рыбу трескообразную с двумя значениями массы нетто в потребительской упаковке в сопровождении слов "не менее" и "не более", что в нарушение п. 2 ст. 66 Закона N 44-ФЗ не будет являться конкретными значениями товара.
Помимо этого, по позиции "Рыба мороженая" в Разделе 2 "Минимальные или неизменные значения" установлено требование:
- Масса нетто в потребительской упаковке требуется 1 кг
Согласно Инструкции, в случае если в Разделе 2 таблицы требований значение показателя не сопровождается описанными в инструкции словами, знаками, предлогами, указывающими на неконкретное значение показателя, то следует читать требование к значению показателя в сопровождении слова "более".
Следовательно, исходя из положения Инструкции, участнику закупки необходимо предоставить рыбу мороженую со значением массы нетто в потребительской упаковке более 1 кг.
Следует отметить, что вышеупомянутые положения Инструкции могут вводить потенциальных участников Закупки в заблуждение.
К позиции "Рыба мороженая" Заказчиком установлено:
- Мороженая рыба должна соответствовать требованиям государственного стандарта, регламентирующего данный вид продукции и быть изготовлена по технологическим инструкциям с соблюдением требований ТР ТС 021/2011, технических регламентов или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
Данный вид товара регламентируется ГОСТ 32366-2013 "РЫБА МОРОЖЕНАЯ".
Согласно вышеупомянутого ГОСТа, установленное Заказчиком требование имеет следующее значение:
- Маркировка потребительской и транспортной упаковки с продукцией должна соответствовать требованиям ТР ТС 022/2011 или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
Таким образом, Заказчиком установлено требование к товару, отличающееся от требования ГОСТа. В то время как, обоснование необходимости установления такого требования в аукционной документации отсутствует.
При таких обстоятельствах, Комиссией в действиях Заказчика установлены нарушения требований ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 66, ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Следует отметить, что на участие в Закупке поступило 5 заявок, из которых только 1 была допущена до участия в аукционе. Было установлено, что по вышеуказанным нарушениям была отклонена 1 заявка, что свидетельствует о наличии требований в аукционной документации, не позволяющих участникам подать заявку на участие в торгах.
П. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Галстяна А.Ш. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Предгорная районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0321300016821000139 "Поставка продуктов питания" - обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 66, ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии
А.М. Резцова
Е.В. Вишневская
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 9 февраля 2022 г. N 026/06/42-157/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2022