Резолютивная часть решения оглашена 03.02.2022 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
_.. заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
_.. главного специалиста - эксперта,
_. главного специалиста - эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ТТ" (г. Москва) на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение в 2022 году работ по изготовлению для инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации - протезов верхних конечностей (извещение N 0228100000221000268), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - Государственного учреждения - Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации __ (доверенность от 11.02.2021 N 15).
ООО "ТТ", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечило явку своего представителя на заседание Комиссии Владимирского УФАС России.
02.02.2022 г. в соответствии с Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 03.02.2022 г.
В ходе рассмотрения дела Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
27 января 2022 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ТТ (далее- заявитель, общество) на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение в 2022 году работ по изготовлению для инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации - протезов верхних конечностей (извещение N 0228100000221000268).
Заявитель в жалобе изложил следующее.
При расчёте нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" определяется на основании опыта участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объёма и характера, при этом последний показатель рассчитывается двумя способами с разными коэффициентами значимости и затем суммируется. Фактически два нестоимостных показателя являются по сути одним и тем же показателем, так как при его расчете используются данные по одним и тем же контрактам, но по разным величинным показателям.
По мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и правил оценки заявок не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить успешный опыт выполнения работ по контракту (договору).
Необоснованное ограничение Фондом показателя критерия "Квалификация участника закупки", квалификация участника закупки, имеющего опыт успешного выполнения работ по производству протезов не для государственных или муниципальных нужд, будет необоснованно оценена конкурсной комиссией в 0 баллов, что не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок (обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок) и рассматриваемого открытого конкурса, поскольку указанный критерий не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотребления в сфере закупок.
Требования Закона о контрактной системе и Правил не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить опыт исполнения контракта (договора). Опыт выполнения работ участников закупки определяется выполнением работ, связанных с предметом контракта, а также успешным выполнением работ сопоставимого характера и объема.
Ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных. Подобный критерий дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют).
По мнению Заявителя, незаконные требования Заказчика в части оценки критерий заявок участника открытого конкурса ограничивают право Общества на участие в конкурсе и справедливую оценку нематериальных показателей, что является ограничением конкуренции.
В обоснование правомерности действий заказчика, его представитель указал следующее.
Довод заявителя о том, что "два нестоимостных показателя являются по сути одним и тем же показателем, так как при его расчете используются данные по одним и тем же контрактам, но по разным величинным показателям" несостоятелен, так как участниками закупки к заявкам могут быть приложены различные контракты, одни из которых могут подходить по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому по количеству изготовленных протезов верхних конечностей, другие - по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому в рублях.
Сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе и Правил не регламентированы, что подтверждается письмом Минэкономразвития РФ от 04.08.2016 г. N Д28и-2007.
Заказчиком установлено требование к участнику закупки подтвердить сведения о наличии опыта копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с указанием номера реестровой записи каждого контракта, содержащих сведения об объеме и стоимости выполненных работ, исполненных без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника, так как это право Заказчика.
Подавая заявку, соответствующую установленным конкурсной документацией критериям оценки, участник подтверждает свою добросовестность и готовность исполнить условия контракта в полном объеме.
Заказчик отмечает, что контракты, заключенные в соответствии с Федеральным законом, опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, доступ к сведениям осуществляется круглосуточно. В силу правил ведения реестра контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну", по указанным контрактам заказчиками публикуются полные сведения о заключении, изменениях, исполнении контрактов, о начислении и об оплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, информация о признании судом контракта недействительным и др. Это позволяет Заказчику в сжатые сроки, которые установлены Федеральным законом для рассмотрения и оценки заявок участников, подтвердить предоставленные участниками сведения о наличии опыта.
Кроме того, квалификация участника закупки, имеющего опыт успешного выполнения работ для государственных или муниципальных нужд, позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотребления в сфере закупок.
Заказчиком будет оцениваться опыт именно сопоставимого характера и объема, поскольку это подразумевает участие в закупке потенциальных подрядчиков, готовых справиться с заявленным объемом работ. В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок по нестоимостным критериям оценки (показателям) Заказчик вправе устанавливать предельно необходимое максимальное количественное значение квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. Словосочетание "предельное необходимое максимальное значение показателя" означает, что для получения максимального количества баллов по показателю необходимо представить значение, соответствующее количеству (суммарной стоимости объема выполненных работ), установленных Заказчиком в качестве предельных, и это не обязательно должен быть один контракт с указанным количеством протезов бедра модульных, в том числе при врожденном недоразвитии, и суммой. Так, участником закупки в качестве подтверждения опыта по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера могут быть представлены:
- контракты, но каждому из которых были изготовлены протезы бедра модульные, в том числе при врожденном недоразвитии, в количестве от I штуки и более. При этом предельное максимальное количество изготовленных протезов бедра модульных, в том числе при врожденном недоразвитии, но всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 5 штуками;
- контракты, по каждому из которых были изготовлены протезы бедра модульные, в том числе при врожденном недоразвитии, на сумму от 1 258 250 (Одного миллиона двухсот пятидесяти восьми тысяч двухсот пятидесяти) рублей и более. При этом предельная максимальная сумма выполненных обязательств по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 6 291 250 (Шестью миллионами двумястами девяноста одной тысячью двумястами пятьюдесятью) рублями.
Установление в критериях оценки заявок предельного максимального значения количества изделий (суммарной стоимости объема выполненных работ) зависит от количества планируемых к закупке TCP и обусловлено продолжительностью периода, за который должны быть предоставлены контракты - 3 года, что позволяет даже компаниям с небольшим опытом при участии в закупке конкурировать с крупными организациями. Установление предельных максимальных значений квалификационных характеристик необходимо только для расчета баллов по показателям и не приводит к занижению количества присваиваемых баллов участникам, имеющим небольшой опыт, а также не ограничивает конкуренцию, поскольку предельное максимальное количество изготовленных протезов (суммарная стоимость объема выполненных работ) по всем контрактам за 3 года при оценке участников будет ограничиваться верхним пределом, указанным в критериях оценки заявок. Это, в свою очередь, позволяет исключить предоставление неограниченного количества контрактов крупными компаниями и повысить конкуренцию для остальных участников товарного рынка.
Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта выполнения работ по изготовлению TCP. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении подрядчика. В проводимом конкурсе победителем в соответствии с частью 14 статьи 54.7 Федерального закона признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер, что определяется на стадии оценки заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности.
Использованные Заказчиком показатели и порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - Государственным учреждением - Владимирским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации инициировано проведение открытого конкурса с ограниченным участием на выполнение в 2022 году работ по изготовлению для инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации - протезов верхних конечностей (извещение N 0228100000221000268).
30 декабря 2021 г. был объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение в 2022 году работ по изготовлению для инвалида технического средства реабилитации - протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии (далее - TCP). Конкурс проводится на электронной площадке ООО "РТС-тендер" в сети "Интернет" www.rts-tender.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 258 250 (Один миллион двести пятьдесят восемь тысяч двести пятьдесят) рублей.
До окончания указанного в извещении о проведении конкурса срока подачи заявок на участие в конкурсе до 10 часов 00 минут по московскому времени 01 февраля 2022 г. были поданы 5 (Пять) заявок на участие в конкурсе.
По результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с протоколом от 02 февраля 2022 г. N 26 1-К-Протез бедра/122-ФЗ 2022 было принято решение допустить к участию в конкурсе и признать участниками конкурса 3 (Трех) участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе. 2 (Двум) участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе, было принято решение отказать в допуске к участию в конкурсе в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 54.5 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки конкурсной документацией установлены следующие критерии:
цена контракта;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки Заказчиком используются Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктами 10, 27 Правил критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" разделен на 2 показателя, которые раскрывают содержание нестоимостного критерия оценки и учитывают особенности оценки закупаемых TCP по нестоимостному критерию оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки:
значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов;
значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.
Величины значимости показателей нестоимостного критерия оценки конкурсной документацией установлены следующие.
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Показатели критериев оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критерия в (%) |
Коэффициент значимости критерия/ показателя |
Обозначение рейтинга по критерию/ показателю |
Стоимостной критернГ |
оценки |
||||
1. |
Сумма цен единиц работ |
Предложение участников закупки в отношении суммы цен единиц работ |
60 |
0,60 |
Ra |
Нестоимостной критерий оценки | |||||
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
Квалификация участников закупки, в том числе: |
40 |
0,40 |
Rb |
2.1. опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера |
|
0,40 |
B1 |
||
2.2. опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера |
0,60 |
b2 |
|||
Совокупная значимость всех критериев в процентах |
100 |
|
Пунктом 8.2. раздела VIII конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены следующие содержание и особенности оценки закупаемых TCP по нестоимостному критерию оценки:
8.2. Нестоимостной критерий оценки:
Критерий: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Величина значимости критерия - 40 %.
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,40.
Применяемые показатели данного критерия:
2.1. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера:
Оценка показателя (баллы): 100 баллов.
Коэффициент значимости показателя: 0,40.
По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов верхних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом количество предоставленных протезов в каждом таком контракте должно быть не менее 8 штук.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с указанием номера реестровой записи каждого контракта, содержащих сведения об объеме выполненных работ.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
2.2. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера:
Оценка показателя (баллы): 100 баллов.
Коэффициент значимости показателя: 0,60.
По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 660 000 (Шестисот шестидесяти тысяч) рублей.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с указанием номера реестровой записи каждого контракта, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
1.Первый довод заявителя признается Комиссией Владимирского УФАС России необоснованным, поскольку участники закупки в составе своей заявки могут предоставить различные контракты, одни из которых могут подходить по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому по количеству изготовленных протезов, а другие - по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера.
Доказательства иного не были представлены в материалы настоящего дела.
2. Второй довод заявителя так же признается Комиссией Владимирского УФАС России несостоятельным ввиду следующего.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с указанным Федеральным законом.
Пунктом 3 Правил оценки заявок определено, что оценка - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями данных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В конкурсную документацию в качестве нестоимостного критерия при установлении порядка рассмотрения и оценки заявок разрешается включать критерии о квалификации участников закупки и об опыте работы, связанного с предметом контракта.
Согласно пункту 28 Правил N 1085 оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 данных Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 указанных Правил.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок по нестоимостным критериям оценки (показателям) Заказчик вправе устанавливать предельно необходимое максимальное количественное значение квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. Словосочетание "предельное необходимое максимальное значение показателя" означает, что для получения максимального количества баллов по показателю необходимо представить значение, соответствующее количеству (суммарной стоимости объема выполненных работ), установленных Заказчиком в качестве предельных, и это не обязательно должен быть один контракт с указанным количеством протезов и суммой.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчиков допускать к участию в конкурсе всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, направленным на целевое и экономически эффективное расходование бюджетных денежных средств, сокращения издержек заказчика и предполагающим наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Соответственно уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018).
Комиссией УФАС установлено, что предусмотренные в документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе заинтересованным лицам, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
Как указывалось выше, все условия обжалуемой конкурсной документации установлены на основании и в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, не препятствуют подаче заявок на участие любыми заинтересованными лицами, соответствующими общим и дополнительным требованиям к участникам закупки, и отражают реальную потребность заказчика.
Комиссия полагает, что в данном случае условия конкурсной документации обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имевших намерение участвовать в конкурсе на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей в соответствии с потребностями учреждения.
В проводимом конкурсе победителем в соответствии с частью 14 статьи 54.7 Федерального закона признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер, что определяется на стадии оценки заявок.
Кроме того, конкурсная документация заказчика не содержит такого основания для отказа участникам в допуске к участию в конкурсе, как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. Заказчик проводит закупку в виде открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки поданных заявок. Возможность участвовать в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ущемление прав заявителя и ограничение конкуренции.
Принимая во внимание социальную значимость объекта закупки, исходя из определенных целей, заказчик самостоятельно определяет необходимость в установлении критериев (показателей) для размещаемых им закупок в целях выявления лучших условий исполнения контракта, что соответствует требованиям Правил и не противоречит требованиям Федерального закона.
Таким образом, в процессе рассмотрения дела Комиссией Владимирского УФАС установлено, что показатели нестоимостных критериев установлены в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 и учитывают особенности оценки закупаемых работ, позволяют оценить потенциального участника.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что у лица имеются объективные препятствия для участия в данной закупке, на что указывает положение части 2 стать 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Между тем, ООО "ТТ" в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемые критерии оценки заявок ограничили конкуренцию, либо не позволили кому-либо из хозяйствующих субъектов подать заявку на участие в конкурсе.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТТ" на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение в 2022 году работ по изготовлению для инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации - протезов верхних конечностей (извещение N 0228100000221000268) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии _..
Члены Комиссии _..
__
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 3 февраля 2022 г. N 033/06/48-53/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2022